Пак — спутник Урана

Пак спутник Урана

С момента открытия первых спутников Урана в 1787 году и до 1985 года считалось, что вокруг ледяного гиганта обращается всего 5 объектов, не считая кольца. Пролет зонда Вояджер-2 позволил астрономам увидеть еще 10 — в том числе Пак, спутник Урана, ледяной и сравнительно большой космический объект.

Характеристики Пака

Карта Пака

Фотографии с зонда «Вояджер-2», сделанные в 1985 году, являются единственным источником данных про Пак. Наблюдать его иначе можно только с больших космических телескопов вроде «Хаббл», да и то с трудом — система малых спутников Урана очень хаотична и нестабильна, из-за чего орбиты объектов постоянно меняются. Эта помеха одновременно послужила и ценным источником данных — наблюдение гравитационных взаимодействий между телами системы Урана порой открывает больше, чем детальный снимок. Про спутник Пак известно на сегодняшний день следующее:

• Масса Пака — 2,9× 1018 кг. Учитывая диаметр около 81 километра, плотность спутника составляет всего 1,3 г/см3 — немногим больше плотности воды. Похожей консистенцией обладает очень плотная бумага для черчения. При этом Пак самый большой из внутренних спутников и шестой по размеру среди всех лун Урана. Астрономы классифицируют его как переходное звено между внутренними и внешними спутниками.
  • Орбитальные характеристики Пака известны более-менее хорошо. Период его вращения вокруг собственной оси синхронизирован — то есть равен периоду вращения Урана, который составляет 17 часов 14 минут. За 18 часов Пак облетает вокруг самой планеты.
  • Легкость Пака объясняется его составом. Он, как и другие малые луны Урана, состоит с водяного льда со значительной примесью неизвестного темного материала — возможно, органических веществ, вроде метана или аммиака, подвергнутых воздействию радиации Урана. Однако, это лишь предположения. В связи с особенностями своего строения, Уран — радиоактивная планета с необычным магнитным фоном: у него два северных и два южных магнитных пояса. Таким образом, спектрографический анализ подтвердил только наличие воды на Паке, оставляя лишь догадываться о консистенции черной примеси.
  • Загадочный материал Пака влияет на его яркость — подобно другим внутренним спутникам, в прицелах радиотелескопов Пак имеет альбедо 0,1 — то есть отражает всего 10% света, который на него попадает.
  • В оптическом диапазоне поверхность Пака серая на цвет и явно неоднородная. На ней угадывается большое количество кратеров — три крупнейших из них видно даже на снимке низкого разрешения с «Вояджера-2».
  • Форма Пака неправильная и слегка вытянутая, из-за чего он напоминает орех. На фотографиях угадываются вмятины и крупные щербины на рельефе спутника — но их наличие остается пока лишь вопросом дискуссий.

История исследования Пака

Пак, снимок космического телескопа Хаббл

Обнаружил спутник Урана американский Стефан Синнотт, когда 30 декабря 1985 года анализировал полученные с зонда «Вояджер-2» снимки. В качестве члена проекта Вояджер он открыл несколько лун Юпитера, Сатурна, Урана. Имя Пак, по традиции именования спутников Урана в честь духов и фольклорных героев, он получил от одноименного эльфа, персонажа пьесы Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь». Примечательно, что Пак в пьесе отличался быстротой, как и названный в его честь спутник.

Несмотря на малое количество известных данных, Пак удалось изучить едва не лучше всех внутренних лун Урана. Он был единственным из открытых «Вояджером-2» спутников, который аппарат сумел заметить достаточно рано, благодаря чему снимки вышли четче и подробнее, чем обычно. Но и такой, «хороший» результат не блистает деталями — при расстоянии в 492600 километров от Пака, разрешение снимков составило 100 километров на пиксель.

После самого «Вояджера», Пак исследовали мощнейшие наземные телескопы. Спектральный анализ спутника Урана, результаты которого доказали наличие в составе Пака водного льда, провел телескоп «Хаббл». Мощный орбитальный телескоп, запущенный 1990 году, до сих пор служит астрономам инструментом для сверхдальних исследований — в том числе и других галактик.

На этом данные о Паке заканчиваются. Это оправдано, как и отдаленностью Урана и сложностью его исследований, так и малым приоритетом изучения луны. Подобно другим спутникам Урана, Паку не повезло попасть под прицел современного наследника Вояджеров «Новые Горизонты» — тот пролетел мимо в спящем режиме, не отходя от своего пути к Плутону.