Ио для детей

Ио для детейВажное про Ио

Ио — чемпион геологической активности не только среди спутников Юпитера, но и во всей Солнечной системе. По сей день, десятки вулканов выбрасывают раскаленные газы и целые облака камней! Извержения на спутнике формой напоминают зонтики — со временем они оседают обратно на поверхность Ио, образуя кольцо вокруг вулкана.

Также на Ио действует много вулканов, с которых постоянно выходят потоки лавы. Лава на спутнике Юпитера очень жидкая, и потому утекает от вулкана раньше, чем успевает застыть — поэтому на Ио нет таких высоких гор-вулканов, как на Земле. Текучесть лавы приводит к тому, что поверхность спутника покрыта потоками раскаленного камня — старые, застывшие слои скрывают свежие. Все они окрашены в желтый цвет из-за высокого содержания серы в недрах Ио.

Извержение на Ио, снимок Вояджера.

Извержение на Ио. Снимок Вояджера, 1979 год.

Кроме вулканов, на Ио находятся еще и горы — астрономы насчитали их больше сотни. Они образовались из-за столкновений пластов твердой коры спутника, именуемой также литосферой. В тех местах, где каменные плиты сильно давят друг на друга, с глубин  поднялись массивные скалы. В точности также возникли горы на нашей Земле. Если не считать гор, вулканов и их остовов, Ио выглядит очень гладкой — на ней всего несколько кратеров от столкновений с метеоритами.

Юпитер, Ио и ее тень

Ио — самая близкая к Юпитеру среди всех его крупных лун. Притяжение планеты-гиганта из-за этого вдвойне сильно. Другие спутники — например, Ганимед — тоже оказывают влияние. В результате гравитационное напряжение разогревают Ио изнутри. Внутренний жар, в свою очередь, заставляет извергаться вулканы и приводит к появлению гор.

Карта Ио

Нашли на карте что-то непонятное, интересное или странное? Добро пожаловать в раздел вопросов и ответов!

Карта Ио для детей

Карта Ио для детей. Смотреть в полном размере.

Происхождение названия спутника

Ио — это прекрасная девушка из древнегреческой мифологии. Она была столь красива, что Зевс, греческий верховный бог молний и грома, не удержался и соблазнил ее. Однако он был женат. Чтобы скрыть измену, он превратил Ио в корову. Но Гера, жена Зевса, разгадала обман — и ради мести наслала на корову-Ио слепней, который больно ее кусали. Спасаясь от них, она пробежала всю Грецию и пересекла Босфор, пролив между Балканами и Турцией.

Богиня Гера и Ио в коровьем облике

Гера и Ио в коровьем облике

Формы поверхности на спутнике Юпитера Ио названы в честь мест и персонажей из этой истории. Также свое место на Ио получили имена богов, связанных с вулканами.

Вопросы и ответы

Что это за шестиугольные образования на Ио? — На самом деле, на спутнике нет таких шестиугольников, как на карте. Художник добавил их, чтобы четче выделить разные формы поверхности Ио.

Сколько всего на Ио вулканов? — На поверхности насчитывается приблизительно 425 жерл вулканов. Сегодня около 200 из них проявляют активность.

Извержение на Ио

Есть ли жизнь на Ио? — Этого точно не известно. Но учитывая сильную вулканическую активность, наличие живых существ маловероятно.

Что такое патера? — Это кратер сложной формы, края которого расплылись или же разошлись трещинами. Чаще всего они остаются после вулканов — много таких встречается на Венере.

Вулкан на ночной стороне Ио

Вулкан на ночной стороне Ио светится в темноте

Почему поверхность этой луны не покрыта льдом, как у других спутников? — Если бы Ио вращалась не возле громадины-Юпитера, а вокруг Солнца, она была бы обычной скалистой планетой вроде Земли. Поэтому поверхность Ио покрыта лавой, поднимающейся с недр. В таких условиях негде отложиться льду.

Могут ли люди летать в космосе без космических кораблей? — На Международной космической станции есть специальный костюм, который называется «Устройство для работы в открытом космосе». В нем космонавты могут свободно летать вокруг космической станции. Он используется для ремонтных работ — в космосе часто что-то ломается.

Астронавт в скафандре c устройством для полетов

Что такое кальдера? — Магма (раскаленный жидкий камень) собирается в пещере-резервуаре под вулканом. Когда происходит извержение, содержимое пещеры выливается наружу (его называют лавой), а сам резервуар становится пустым и обрушивается. Такие вот руины вулкана и называются кальдерой. Если магма продолжает прибывать в кальдеру, от нее растекаются длинные лавовые реки.