Япет – спутник Сатурна

Япет, спутник Сатурна, снимок получен космическим аппаратом КассиниЯпет – спутник Сатурна, контраст полушарий которого превращают его в «инь» и «янь» космических глубин Солнечной системы.

Япет - спутник Сатурна

Япет — спутник Сатурна

Спутник был открыт профессором Джованни Кассини в октябре 1671 года. После наблюдения его в западной части от Сатурна, астроном рассчитывал обнаружить луну через 39 дней на востоке, но этого не произошло. Только через 34 года, имея более мощный телескоп, ученый рассмотрел второе полушарие спутника, оказавшееся намного темнее. Свое название небесный объект унаследовал от греческого титана, отца Прометея, Япета.

Характеристики и контраст полушарий

Фотография крупным планом гор на Япете, третьем по величине спутнике Сатурна

По величине Япет уступает лишь двум спутникам – Титану и Рее, его диаметр – 1 494,8 км. Наличие двух полушарий контрастных цветов делает луну уникальным объектом. Ведущее полушарие отличается угольно-темным цветом, тогда как заднее – ярое и светлое. Их альбедо (способность отражать свет) различается в 10 раз.

Области разделяет четкая граница, лишь частично они заходят на территорию друг друга – темная у экватора, а светлая на полюсах. Плотность Япета (1,08 г/см3) указывает на то, что это глыба льда, в составе которой твердые породы занимают не больше четверти массы.

Темное вещество, покрывающее обращенное к Сатурну полушарие, является слоем пыли, принесенным Фебой, совершающей движение навстречу Япету. Температура на светлой стороне равна -173 градусам, противоположная область теплее – здесь -143 градуса.

Стена Япета в рельефе луны

Хребет протянувшийся вдоль экватора Япета

Поверхность спутника имеет следы космических атак, она покрыта многочисленными кратерами различной глубины и диаметра. Примечательной деталью рельефа стал горный хребет, опоясывающий экватор. Он протянулся на 1300 км, а высоту имеет до 13 км. Такие показатели делают «стену Япета» одним из высочайших горных массивов Солнечной системы. В ведущем полушарии хребет представляет сплошную гряду, а в светлой части спутника – это отдельные горы. Представлены две версии формирования уникального рельефа: тектоническое движение, возникшее из-за быстрого охлаждения, торможения и сжатия луны, выдавившее экваториальную область, или же это – обломки упавшего кольца, бывшего первоначально спутником, вращавшимся на одной орбите с Япетом.

Темная сторона спутника именуется областью Кассини, другие его части и кратеры названы в честь персонажей и географических объектов из поэмы «Песни о Роланде».