Какова орбита нашей планеты?

Орбита Земли вокруг СолнцаКак и остальные планеты солнечной системы, наша планета совершает движение вокруг своего светила. Орбитой называется данный путь, проделываемый Землей. Явление параллактического смещения звезд и аберрация света звезд есть доказательство движения Земли по орбите. Время полного перемещения Земли вокруг Солнца равняется одному году.

Движение Солнца

Солнце двигается по эклиптике, отражая при этом движение Земли вдоль орбиты. При пересечении небесной сферы площадью ее орбиты, образуется большой круг, называемый эклиптикой. Под углом 23°27′ происходит пересечение плоскости небесного экватора и плоскости эклиптики. В местах, где происходят их пересечения, получаются точки осеннего и весеннего равноденствия. Два раза в год Солнце бывает в этих точках — 23 сентября и 21 марта, когда оно перемещается из северного полушария в южное или обратным путем.

Орбита Земли вокруг Солнца

Окружность, по стандарту называемая эллипсом, является орбитой Земли, в одном из фокусов которого располагается Солнце. Путь от Солнца до Земли изменяется на протяжении года, начиная от 147 миллионов км в перигелии, заканчивая до 152 миллионов км в афелии. Орбита имеет длину более 930 миллионов км. Барицентр Земли совершает движение с запада на восток со средней скоростью примерно 30 км/с и преодолевает все расстояние за 365 суток 6 часов 9 минут 9 секунд. Этот временной промежуток имеет название звездный год.

Временное расстояние между двумя последовательными передвижениями Солнца сквозь точку весеннего равноденствия имеет название тропический год. Такой год равен 365 суткам 5 часам 48 минутам 46 секундам, что на 20 мин короче звездного (сидерического) года. Это явление называется предварением равноденствий и вызывается прецессией.

Следствие перемещения Земли вокруг Солнца

Современный календарь (Григорианский) подстроен под длительность тропического года с погрешностью 1 день в 2800 лет. Поэтому даже через 100 тысяч лет зима будет приходиться главным образом на зимние месяцы, а лето на летние!

В нынешнюю эпоху ось передвижения Земли располагается под углом 66,5° к плоскости орбиты и совершает перемещение на протяжении года параллельно самой себе в пространстве. Следствием этого (движению нашей планеты по орбите около Солнца) является изменение времен года и неравенство ночи и дня.

Наклон оси

Из-за наклонности Земной оси к плоскости орбиты и сохранения ее расположения в пространстве, происходит разный угол падения лучей Солнца. Это создает существенные различия в поступлении теплового потока на земную кору в разные периоды года, а также разную длительность дня и ночи на протяжении года на всех широтах, не считая экватора, где день равняется ночи.

22 июня ось нашей планеты направлена северным концом к небесному светилу. Этот день называется днем летнего солнцестояния. 22 декабря ось Земли направлена южным концом к Солнцу. Этот день зовется днем зимнего солнцестояния. 21 марта является днем весеннего равноденствия, а 23 сентября — день осеннего равноденствия, оба полушария в эти дни имеют одинаковую освещенность.