Станет ли ISON Большой кометой 2013 года

Комета ISON снятая 30 апреля 2013 года Хабблом

ISON снятая 30 апреля 2013 года Хабблом

Комета C/2012 S1 – долгопериодическая комета, проходящая достаточно близко к Солнцу. Как считают ученые, есть большая вероятность, что она станет самой яркой кометой начала-середины 21 века и Большой кометой 2013 года.

Открытие

Комета ISON снятая 12 августа 2013 года

Фотография от 12 августа 2013 года

21 сентября 2012 года любителям астрономии из Беларуси, Витебск — Виталием Невским, и из России, Петрозаводска, работником государственного университета — Артёмом Новичонком, была открыта комета Исон. Свое открытие они сделали с использованием 40-см рефлектора, располагающего в обсерватории Международной Оптической Сети, рядом с Кисловодском, и программой CoLiTec, которая автоматизировано находит кометы и астероиды.

C/2012 S1 (ISON)

Так выглядит ISON в телескоп

Во время открытия, этот небесный объект имеет 18 звездную величину, кома ее имела диаметр 10 угловых секунд, по расчетам это примерно 50 000 км на удаленности 6.75 астрономических единиц. Приблизительный диаметр — 3 км.

Как выяснилось позже, на снимках, сделанных немного ранее, обсерватории Pan-STARRS и Обзора Маунт-Леммон, было заметно изображение этой кометы. По этим данным, получилось более точно определить орбиту ее движения.

Орбита

По предварительным расчетам установлено, что 1 октября 2013 г. в 0.07 астрономических единиц от Марса будет замечено движение кометы. От центра Солнца в 0.012 а.е. ее полет будет замечен 29 ноября 2013 года. Скорее всего, форма ее орбиты параболическая.

Видимость

С октября 2013 года ее можно будет наблюдать с помощью биноклей, а с ноября 2013 года, включая январь 2014 года, ее можно будет увидеть не напрягая зрение. Когда расстояние между Солнцем и кометой будет минимально, ее блеск сможет равняться 13 звездным величинам. Такую освещенность имеет Луна в полнолуние. Согласно этому, она имеет возможность получить звание — Большая комета 2013 года.

Благодаря такому блеску, она будет видна рядом с Солнцем, в дневное время. Но элонгация при величине в 1 градус составит трудности при наблюдениях. Предполагается, что к 2014 году хвост будет длиной в 45° на земном небе. Благодаря солнечным космическим обсерваториям, SDO, TRACE, Hinode, STEREO, SOHO, на продолжении нескольких дней можно будет пронаблюдать ее около своего перигелия. Есть вероятность, что она будет похожа на яркие объекты прошлых лет — Макноту и Лавджою.

Фотография кометы ISON, полученная ультрафиолетовым телескопом Swift

Фотография ультрафиолетового телескопа Swift

По наблюдения обсерватории Swift объем пыли, выбрасываемый ее ядром, составляет 51 тонну в минуту, что равняется диаметру ядра в 5 км. 10 апреля 2013 года было проведено три сессии наблюдений с использованием космического телескопа Хаббла, которые показали, что размер ее ядра составлял 3-4 мили. С января 2013 года блеск C/2012 S1 стал стабильным, что переоценивает ее яркость до понижения — 5 звездных величин 29 ноября 2013 года, когда она не будет видна. Блеск кометы в декабре составит приблизительно +2 m. Сама большая длина пылевого хвоста может достигнуть 60°. Хвост газа, возможно, достигнет длины порядка 25°.