Что случилось с кометой Айсон

Комета на подлете

Как вы уже наверняка знаете из новостей знаменитая хвостатая гостья комета C/2012 S1 (ISON) не пережила встречи со светилом и развалившись испарилась.

Итак, давайте по порядку.

Эта видео состоит из 208 изображений, снятых в течение пяти дней с 21 по 26 ноября 2013 года, в то время, как ISON приближалась к Солнцу. Также на видео видны Меркурий, Земля и комета Энке.

На текущий момент ее яркость очень сильно упала, так что наблюдать ее мы не сможем, максимум это увидеть ее остатки в телескоп. Последний снимок с космического аппарата SOHO показывает удручающее зрелище.

Последний снимок ISON

Как видите остатки ядра все еще испаряются, но яркость падает буквально с каждым часом. Остатки кометы пролетит на расстоянии 65 миллионов километров от Земли, поэтому опасности не представляют. Как собственно и не представляла сама комета, при условии того, что она переживет встречу с Солнцем.

Что же произошло

ISON приближается к Солнцу, снимки SOHO

ISON приближается к Солнцу, анимация сделана из снимков SOHO

Давайте разберемся что же случилось с кометой Айсон вовремя ее пролета Солнца, благо космические обсерватории засняли это событие во всех подробностях. Наплыв желающих на серверы НАСА, где можно было наблюдать за постоянно обновляемыми снимками, был такой большой, что периодически страницы не грузились.

На подлете

Анимация полета Айсон от 28 ноября

При подлете к Солнцу, температура окружающего пространства постепенно увеличивалась, и ядро кометы нагревалось, вследствие этого происходило активное испарение (а точнее сублимация) газов. Испаряющееся вещество активно подсвечивалось Солнцем и мы видели, как комета постепенно набирает яркость.

Расстояние до Солнца

Расстояние от Солнца до Айсон

На момент подлета ее яркость была порядка +2 звездной величины. В это время (27 ноября) на Солнце произошел корональный выброс массы (CME), который наша героиня благополучно пережила. Отрастив не только пылевой но и газовый хвост.

К 28 ноября блеск кометы уже достиг -4 звездной величины и судя по расчетам должен был увеличиться до -6.

Анимация сделанная из снимков STEREO-B 28-29 ноября 2013 года.

Что-то пошло не так…

Однако спустя несколько часов блеск кометы упал до +1 звездной величины. (т.е. в десятки раз!) Это указывает на то, что ядро раскололось, и мы наблюдаем скопление крупных обломков летящих вместе.

Фотография  SOHO видны отдельные фрагменты ядра

Фотография SOHO, видны отдельные фрагменты ядра

Ядро окончательно развалилось примерно в 12 часов 28 ноября 2013 года и дальше мы наблюдали лишь падение её блеска. Как впоследствии оказалось, после прохождения перигелия из-за Солнца уже вылетит шлейф обломков и пыли.

Катарсис

После прохождения перигелия

Комета ISON прошла перигелий 28 ноября в 18:25 по всемирному времени (для перевода в Московское прибавьте 3 часа). Это событие, за которым следили во всем мире, сопровождалось тоннами комментариев и потоками фотографий.

И вот, в поле зрения спутников показалось облако обломков и пыли, летящие дальше по орбите ISON. Кому и хвост Айсон Солнце сдуло еще на подлете. Сама же комета – испарилась, не пережив встречу с нашим светилом. Слабую надежу на благоприятный исход, дало облако обломков у которого наблюдался остаточный эффект, когда испаряются фрагменты размером в десятки метров, и их яркость вводила в заблуждение.

Вот что осталось от ISON

Вот что осталось от ISON после пролета

Но и эта иллюзия прожила не больше половины дня, когда и без того не очень яркий шлейф начал тускнеть, несмотря на то, что яркость обломков после перигелия была не выше +1 звездной величины.

Итог

Сегодня блеск кометы не превышает +4 звездной величины и ближайшие несколько дней ее яркость упадет еще сильнее, примерно до +6 звездной величины. С такой яркостью остатки Айсон будут практически недосягаем для наблюдателей с Земли. На самых свежих фотографиях космического аппарата SOHO заметно, что голова ISON уже стала прозрачной, т.е. пыль около небольших осколков выдувается солнечным ветром.

Анимация  всего полета составленная из снимков SOHO с камеры LASCO С2

Анимация всего полета составленная из снимков SOHO с камеры LASCO С2

И в заключении хочется сказать, что надежды как ученых, так и обычных любителей астрономии не оправдались, Айсон не смогла стать не только самым ярким объектом на небе, но и вообще оказалась недоступна для визуального наблюдения.

ISON приближается к Солнцу, снимки STEREO-A

ISON приближается к Солнцу, снимки STEREO-A. Чуть ниже видна комета Энке

Убитые горем любители астрономии долго не могли поверить в смерть любимой кометы, которую ждали больше года и на которую возлагали очень большие надежды, предрекая что она станет кометой века!

Чтобы как-то скрасить неудавшееся событие, предлагаю посмотреть фильм о ISON от National Geographic.