Меркурий — самый крохотный в Солнечной системе

Меркурий с зонда MESSENGERМеркурий – на данный момент считается самой маленькой из всех известных планет находящихся в Солнечной системе.

Транзит Меркурия по диску Солнца 8 ноября 2006

Он осуществляет вращательное движение вокруг Солнца на расстоянии 47 млн км по сильно вытянутой орбите эллиптической формы со средней скоростью 48 км/c. Информации об этой планете на сегодняшний день относительно немного, это обусловлено тем, что Меркурий расположен очень близко от Солнца, и это в значительной мере усложняет процесс его исследования.

Карта Меркурия

Глобальная карта Меркурия, составленная с помощью аппарата MESSENGER

Рекордные перепады температуры

Фотография кратера Уорхол

Эта самая маленькая планета солнечной системы обладает самыми большими перепадами температуры на поверхности из всех известных в данной системе. Это обусловлено непосредственной близостью с Солнцем, отсутствием атмосферы и относительно медленным вращением самой планеты. Ее средняя дневная температура составляет приблизительно 350 °C выше нуля, а ночная в районе 170 °C ниже нуля. Минимальное зафиксированное значение температуры на Меркурии составляет минус 183 °C, а максимальное, достигаемое в середине дня на «жарких долготах» при расположении планеты вблизи перигелия —  плюс 427 °C. Несмотря на данные условия, современными учеными выдвинуто предположение о существовании льда на поверхности Меркурия.

Маленький, да удаленький…

Цветная карта

Меркурий — также является самой маленькой планетой в земной группе. Его окружность составляет всего 4879,4±1,0 км, что меньше окружности Ганимеда — спутника Юпитера и Титана — спутника Сатурна. Но, несмотря на значительно меньшие размеры, за счет своего огромного ядра самая маленькая планета все же превосходит данные спутники планет-гигантов по своей массе, которая составляет 3,3×10 в 23 степени кг. Величина средней плотности относительно маленького Меркурия незначительно меньше плотности значительно большей по размерам Земли и составляет 5,43 г/см³, указывая тем самым на высокое содержание металлов в его недрах.

Атмосферы нет, и никогда не было

По характеристикам поверхности Меркурий является практически двойником Луны, он также очень сильно покрыт многочисленными кратерами, но при этом его поверхность абсолютно однородна, что служит его отличительной чертой от Луны или Марса, у которых имеется сильное отличие одного полушария от другого. Отсутствие эрозии поверхности почти полностью исключает теории о возможности существования когда-либо у Меркурия существенной атмосферы. Согласно имеющимся данным в настоящее время давление атмосферы этой планеты в 5×10 в 11 степени раз меньше давления атмосферы Земли.

Опровержение наличия у Меркурия металлического ядра

Каньон на Меркурии

Каньон на Меркурии. Удивительные подробности иногда помогает выявить освещение

До недавнего времени ученые считали, что Меркурий состоит из металлического ядра радиусом приблизительно 1900 км, расположенного в недрах и образующего 60 % всей массы планеты, а поверхность данного ядра покрывает силикатная оболочка толщиной приблизительно 600 км. Эти предположения были сделаны вследствие того, что в процессе исследования было обнаружено очень слабенькое магнитное поле, и считалось, что планета таких малых размеров не может обладать жидким ядром.

Лимб Меркурия

Но уже в 2007 году команда ведущих астрономов во главе с Жаном-Люком Марго, проанализировав результаты пятилетних радарных наблюдений за этим космическим объектом, в процессе которых были обнаружены слишком большие вариации вращения для планеты с твердым ядром, опровергла данную теорию.

Научно-популярный фильм о Меркурии от Европейского космического агентства