Знаменитое созвездие Большого Пса

Созвездие Большого Пса

Схема Созвездия Большого Пса

Созвездие Большого Пса представляет собой небольшое, но очень яркое скопление звезд находящееся в южной части звездного неба и частично попадающее на Млечный Путь.

Небольшой «Большой пес» и маленький «Щенок»

Отличительной чертой Большого Пса является то, что в его состав входит ярчайшая звезда — бело-голубой Сириус. Название этой звезды образовано от греческого seirios, что переводится как «ярко горящий». Невероятную яркость Сириуса (-1,46m) на нашем небе можно объяснить тем, что его светимость в 23 раза больше Солнечной, при этом расстояние до него составляет всего 8,6 световых лет.

Сириус А и В

Фото Сириус А и В

В 1834 г. немецким астрономом Фридрихом Вильгельмом Бесселем, наблюдавшим колебательное движение Сириуса, было высказано предположение о существовании у него звезды-компаньона, и которая в последствии была обнаружена американским астрономом Алваном Кларком в 1862 г. Новая звезда получила название «Сириус В» и прозвище «Щенок», т.к. обладает светимостью в 10 000 раз слабее, чем « Сириус А». «Щенок» обладая почти такой же массой как у Солнца, своими размерами в 100 меньше него. Плотность этой звезды составляет 1х10*6 г/см³. Такими параметрами обычно обладают звезды — белые карлики, сжавшиеся до размера маленькой планеты и завершившие свою эволюцию.

Расположение на звездном небе

Созвездие Большой Пёс особенно хорошо заметно в южных и центральных районах России. Оптимальным периодом для его наблюдения считаются зимние месяцы декабрь и январь. Период его видимости сильно ограничен, т.к. Большой Пес не слишком высоко поднимается над горизонтом.

Невероятно яркий Сириус, расположился на юго-востоке от созвездия Ориона, позволяя безошибочно отыскать созвездие Пса. С северной стороны Большой Пес соседствует с тусклым Единорогом, чуть выше которого расположена яркая звезда Процион. С юга располагаются созвездия Корма и Голубь, но они не имеют в своем составе ярких звезд и с их помощью практически невозможно отыскать созвездие Большого Пса.

Мифология

Изображение из атласа 1822 года

Согласно древнегреческому мифу прообразом «Большого Пса» служит собака дочери пастуха Икария. По легенде Бог Дионис за оказанное гостеприимство наделил Икария знаниями о выращивании винограда, и изготовлении из него вина. Попав однажды в Грецию, Икарий угостил вином местных пастухов, еще не знавших, что такое опьянение. Опьянев от выпитого вина, пастухи подумали, что Икарий их отравил. В негодовании они убили его, а тело захоронили в горах.

Дочь Икария – Эригона, так и не дождавшись возвращения отца, отправилась его искать. В результате долгих скитаний по горам собака Эригоны – Майра все же смогла отыскать место, где был похоронен Икарий. В порыве отчаянья Эригона совершила самоубийство, повесившись на дереве, растущем у могилы отца.

Дионис, разгневанный трагическими событиями, покарал пастухов чумой, а Икария, Эригону и ее собаку Майру вознес на небо. В результате этого на небе образовались созвездия Волопаса, Девы и Большого Пса, символизирующие героев этого мифа.

Список созвездий зимнего неба