Созвездие Единорог

Созвездие ЕдинорогЕдинорог является экваториальным созвездием, через которое проходит воображаемая линия, разделяющая небосвод на два полушария: Северное и Южное.

Красоты созвездия Единорога

Красоты созвездия Единорога — туманность NGC 2237 Розетка (справа), туманность Конус, звездное скопление Рождественская Ёлка и туманность Лисий Мех

В созвездии Единорог находится 146 звезд, видимых невооруженному глазу, но ярких среди них не наблюдается. Единорог включает в себя несколько интересных объектов, среди которых один представитель каталога Мессье – М50, являющийся скоплением, и туманности: Розетка, Конус и Лисий мех. Кроме того, в созвездии имеются такие скопления как Снежинка и Рождественская Елка, получившие свои названия благодаря своеобразному внешнему виду.

Местонахождение на небосводе

Созвездие Единорог, вид в программу планетарий

Созвездие Единорог, вид в программе планетарий

Соседями Единорога по небосводу являются Близнецы, Орион, Малый и Большой Псы, Гидра, Заяц и Корма. Поскольку особо заметными звездами созвездие не отличается, то отыскать его удобнее всего, ориентируясь на астеризм, называемый Зимний треугольник, который образован такими яркими звездами как Сириус, Процион и Бетельгейзе. Первое относится к Большому Псу, второе – к Малому Псу, а последнее – к Ориону. Искомое созвездие располагается внутри части небосвода, ограниченной этими звездами. Лучшее время его наблюдения для жителей Северного полушария – зимние месяцы.

Самые яркие звезды

Альфа Единорога

Самыми заметными в созвездии светилами являются альфа и гамма Единорога, которые имеют видимую величину, равную 3,94 и 3,99 соответственно. Первое завершает свой жизненный цикл, оно является желтым гигантом, который под действием внутренних изменений постепенно раздувается. Находится эта звезда на расстоянии в 144 световых лет от Солнечной системы.

Радиант метеорного потока Альфа-Моноцеротиды

Альфа Единорога известна тем, что поблизости находится метеорный поток, называемый Альфа-Моноцеротиды, проявляющий активность в начале третьей декады ноября. Обычно он достаточно слабый, но в 1935 году в нем было зафиксировано более чем 2000 метеоров в час.

V838 Единорога

Туманность вокруг переменной звезды V838 Единорога

Анимация расширения V838

Интерес к переменной звезде V838 Единорога объясняется произошедшим там взрывом новой звезды в 2002 году.

Температура V838 Единорога не превышает 3300 K, оно больше Солнца в 380 раз и излучает в 15 тысяч раз сильнее. Но поскольку звезда удалена от Земли на 20 тысяч световых лет, то ее видимая величина составляет всего 15,74.

Видео смонтированное из снимков телескопа Хаббл, снятых в период с 2002 по 2006 года.

A0620-00 – черная дыра?

Рисунок системы A0620-00

A0620-00 – так называется двойная звезда, которая претендует на наличие в ней черной дыры. Первый объект в этой системе достаточно обычен, а вот второй – невидим и имеет массу, превышающую максимально возможную для нейтронной звезды. На основании этих фактов ученые предполагают, что там располагается самый таинственный объект Вселенной – черная дыра. Если информация подтвердится, то это будет самый близкий к Земле подобный объект (около 3000 световых лет). Известны две вспышки, произошедшие в этом месте: одна – в 1917 и вторая – 1975 годах. Первая была видимой, а вот последующая фиксировалась не только в оптическом диапазоне волн, но и регистраторами рентгеновского излучения.

Туманность Розетка

Галерея снимков туманности

NGC 2237
Фотограф Chuck Manges. Туманность Розетка в ложных цветах.
Туманность Розетка, автор снимка Терри Хенкок
Это изображение было получено по программе IPHAS - фотометрический обзор плоскости Млечного Пути в линии H на телескопе Исаака Ньютона,
Снимок получен 9 сентября 2014 года на телескоп Epsilon 180 ED, с использованием фильтров H-альфа, кислорода и cеры. Экспозиция 5 часов!

Розетка представляет собой гигантскую эмиссионную туманность – область, заполненную ионизированным водородом, который служит основным источником происходящих в ней процессов образования звезд. Ее диаметр приблизительно равен 130 световым годам, а масса оценивается в 10 тысяч солнечных. Данные по расстоянию до туманности сильно разнятся, но большинство специалистов считают его равным 5,2 тыс. световых лет. В центре объекта расположены очень горячие молодые звезды, которые нагревают окружающий их водород до температуры около 6000 K, что приводит к активному рентгеновскому излучению, фиксируемому земными приборами.

Внутри туманности

Рассеянное скопление M50

Единорог является обладателем одного объекта из каталога Мессье – скопления М50. Зимой это скопление удобно для наблюдения и достаточно хорошо выделяется на своем участке, бедном яркими звездами. Находится рассеянное скопление примерно посередине между альфа и бета Единорога. Если для наблюдения использовать телескоп (150 мм), то можно увидеть темное пятно с большим количеством светил, образующих изображение цифры 8, а на южном краю скопления – будет выделяться оранжевая звезда.

История созвездия

Созвездие Единорог, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Единорог относится к новым созвездиям и в известных древних документах не фигурирует. Хотя и было опубликовано заявление Жозефа Скалигера, французского филолога, о том, что он обнаружил это созвездие в одном из античных атласов. Но эти слова так и остались без подтверждения. Поэтому первым, кто его описал был Петер Планциус, который сделал это в 1612 году. Некоторые издания иногда приписывают авторство еще и немцу Якобу Барчу, опубликовавшему небесные карты, включавшие изображение этого созвездия, в 1624 году, за счет чего Единорог и получил известность в астрономическом мире.

Список созвездий зимнего неба