Созвездие Заяц

Схема Созвездия Заяц

В Южном полушарии располагается созвездие Заяц, в непосредственной близости к небесному экватору.

Очередное открытие Птолемея

Созвездие Заяц является одним из немногих Южных созвездий, которые можно беспрепятственно наблюдать на территории России. Те, кто проживает в южных и центральных регионах нашей страны, могут с легкостью созерцать данное созвездие. Особенно удачными будут зимние наблюдения, ведь наилучшие условия для обзора это декабрь.

Созвездие Заяц, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Заяц, вид в программе планетария Stellarium

Созвездие Заяц по площади (290 кв. градусов), располагается на 51 месте из существующих 88. По соседству с ним обосновались созвездия Ориона и Резца, Большого Пса и Единорога, Голубя и Эридана. Ясная погода позволяет увидеть около 40 звезд данного созвездия, но лишь 8 из них больше четвертой звездной величины.

Главные звездные компоненты

Альфа Зайца

Арнеб или альфа Зайца

Фото Арнеб или альфа Зайца

Четыре самые яркие звезды Зайца образуют своеобразное созвездие в форме трапеции, которое хорошо видно на ночном небе. Оно носит арабское название «the Throne of Jawza» либо «Camels Quenching Their Thirst». Первой звездой этого «созвездия в созвездии» является самая яркая звезда Зайца – Арнеб, она же его альфа (2,58m). Любопытно, что Арнеб считается достаточно старой звездой, близкой к умиранию. Сегодня она почти в десяток раз тяжелее Солнца, ярче его в 12 тысяч раз и в 77 раз превышает его в диаметре. Звезда расположена в 1000 св. лет от Земли и находится на стадии превращения в красного гиганта.

Бета Зайца

Нихал или бета Зайца

Фото Нихал или бета Зайца

Следующая звезда – Бета Зайца, которую также называют Нихал (с араб. «верблюды»). Видимая звездная величина светила составляет 2,84m, а расстояние до нашей планеты – около 159 св. лет. Это кратная система звезд из пяти компонентов, главной в которой является желтый яркий гигант Нихал.

Гамма Зайца

γ Зайца

Фото γ Зайца

Очередной составляющей указанной четверки является гамма Зайца. Эта звездная система, расположена в 29 св. годах от Земли, принадлежит к движущейся группе звезд Сириуса. Данная звезда представляется бело-желтым карликом, расположенным на главной последовательности.

Дельта Зайца

Фото Дельта Зайца

Замыкает «звездный четырехугольник» Дельта Зайца. Светило имеет видимый блеск, равный 3,76m, относится к спектральному классу G8III/IV и располагается на расстоянии 112 св. лет от нас.

Примечательные объекты и светила

R Зайца

Фото R Зайца

На границе созвездий Зайца и Эридана расположилась одна звезда, которая вызывает особый интерес у исследователей и наблюдателей. Пульсирующее переменное светило R Зайца также именуется Хинда Алого благодаря своему насыщенному красному цвету. «Малиновая звезда Хайнда», как иногда ее называют ученые, имеет в своем составе очень большое количество углерода и меняет величину своего блеска на целых 5m с периодом почти 433 дня.

Мессье 79

Фото Мессье 79

На расстоянии 40 тысяч световых лет от Земли в данном созвездии расположилось шаровое скопление – объект Мессье 79. Видимая звездная величина М79 составляет 8,56m. Предполагается, что скопление образовалось в небольшой галактике — спутнике Млечного пути.

История созвездия

Заяц, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Обращаясь к истории данного древнего созвездия, стоит сказать, что она не связана с мифологией. Описание созвездия Зайца принадлежит Птолемею и датируется ориентировочно 2 веке. Иногда это созвездие связывают с Орионом, утверждая, что Заяц выступает добычей звездного охотника. Однако это скорее попытка объяснения непосредственной близости созвездий на небосклоне, нежели установленный факт.

Список созвездий зимнего неба