Загадочные черные дыры

Черная дыра в космосе

Черная дыра в космосе, рисунок художника

Существует, на первый взгляд, фантастический объект, с таким огромным притяжением, что даже свет не может вырваться с его поверхности. Объект с такими свойствами называется черной дырой.

Этот загадочный объект

Исходя из общей теории относительности, если масса достаточна большая, то она искривляет пространство-время таким образом, что из него невозможно выбраться.

Откуда же появляется черная дыра в космосе? Как бы фантастично это не звучало, но они есть в центрах большинства галактик, их называются сверхмассивными и они имеют массы в миллионы и даже в миллиарды раз больше чем масса нашего Солнца. Но чаще всего она образуется при гравитационном коллапсе обычной массивной звезды, чей вес в 5-10 раз больше Солнечного.

Вся жизнь звезды представляет собой противоборство двух сил.

Это сила гравитационного сжатия, вызываемая давлением вышележащих слоев звезды на нижележащие и силы расширения разогретого до миллионов градусов газа в центре звезды.

Пока есть топливо для поддержания реакций термоядерного синтеза, звезда светит, но в какой-то момент водород в ядре заканчивается и начинается горение гелия.

Запасы гелия тоже не бесконечны, и в реакцию вступает углерод, так звезда использует в реакциях ядерного синтеза все элементы вплоть до железа. Железо, какая бы температура горения ни была, не может поддержать термоядерный синтез. Давление разогретого газа ослабевает и вышележащие слои звезды начинают стремительно падать к центру. При этом звезда уменьшается в размерах и “схлопывается” в черную дыру.

Может показаться что такие вот процессы происходят очень редко, но на самом деле, в космосе, это довольно распространенное явление, несмотря на то, что обнаружить их весьма проблематично.

Одним из признаков, которым черная дыра выдает свое присутствие, является ее гравитация.

Однако, если звезда, которая превратилась в этот загадочный объект, имела компаньона, то ее влияние  можно будет легко обнаружить. Кроме того, своей огромной гравитацией она отклоняет даже свет, от его первоначального пути, поэтому если между наблюдателем и объектом находится черная дыра, то наблюдаемый объект будет виден с искажением, это явление получило название гравитационное линзирование. Сегодня это один из методов исследования далеких галактик.