Коротко об общей теории относительности

Искривление пространства и времени вблизи массивных объектов

Теория о пространстве, времени и тяготении. Основывается на принципе равенства инерционной и гравитационной масс и предполагает линейную связь между массой и вызываемыми ею эффектами. Была опубликована А. Эйнштейном в 1915-1916 годах. Имеет более широкий спектр применения, поэтому математически очень сложна, содержит в себе специальную теорию относительности и по-новому интерпретирует гравитацию.

Четвертое измерение

В общей теории относительности к трем основным измерениям пространства добавляется еще одно —  время.

Это дает возможность судить не только о положении объекта в пространстве, но и рассчитать пространственно-временные промежутки между событиями, происходящими с ним. То есть, пространство и время рассматривается как единое целое.

Искривление пространства-времени

Согласно закону Ньютона на все объекты действует сила притяжения, но общая теория относительности рассматривает ее как деформацию пространства-времени, произошедшую под воздействием на нее массы тела. Наглядно увидеть это можно, положив тяжелый предмет на батут: впадина под предметом – искривление пространства-времени, продвижение в центр впадины более мелких предметов – проявление силы притяжения. По иному можно сказать, что сила притяжения есть следствие воздействия на предмет деформации пространства-времени.

Величина искривления пространства-времени определяется тензором кривизны. Именно эта величина является основным отличием общей теории относительности от специальной, в которой это значение равно нулю.

Доказательство

Сдвиг перигелия орбиты планеты Меркурий

На настоящий момент общая теория относительности до конца не доказана. На малых объектах ее действие мизерно и полностью совпадает с законом гравитации. Отклонения можно проследить на примере космических объектов, но для этого необходимы точные измерения масс. В качестве первых доказательств считаются:

1) Сдвиг перигелия орбиты планеты Меркурий;

2) Кривизна прохождения светового луча в гравитационном поле Солнца;

3) Замедление течения времени в гравитационном поле или красное гравитационное смещение.

Величайшее открытие?

Практически все ученые говорят об общей теории относительности, как о величайшем открытии века. Но с таким определением согласны не все. Есть такие которые считают ее непоследовательной и противоречивой. Например, А.А. Логинов предлагает заменить ее разработанной им релятивисткой теорией гравитации.