Количество спутников Юпитера

Ио и Европа, снимок сделан зондом Новые горизонты

«Несостоявшаяся звезда» — так называют Юпитер многие астрономы. Несомненно, Юпитер занимает особое место в Солнечной системе, хотя бы потому, что он практически в 2,5 раза крупнее, чем все планеты вместе взятые. А еще у него очень мощное радиационное излучение, уровень которого ниже лишь Солнечного.

Спутники Юпитера

Jupiters moons

Хотя звезды из Юпитера и не вышло, но у него есть своя «система в системе». Вокруг него вращается огромное количество спутников, по сравнению с другими планетами. Сколько спутников у Юпитера сказать точно нельзя, так как ученые предполагают, что их не менее 100, но на сегодняшний день зарегистрировано 79.

Извержение вулкана на Ио

Их обычно разделяют на 3 группы: галилеевы, внутренние и внешние. Самые большие и первые были обнаружены Галилеем в 1610 году – это Европа, Ио, Каллисто и Ганимед, названные так в честь античных героев.

Ио

Ближайший к Юпитеру из галлиевых спутников. Он славится своими вулканами — у Ио самая активная вулканическая деятельность из всех космических объектов Солнечной системы. На всей его поверхности располагаются вулканические кратеры. Извергаемая ими лава имеет достаточно разнообразный спектр цветов – от желтого до коричневого и даже черного. Именно продукты извержения вулканов образуют поверхность Ио, преимущественно оранжевого цвета.

Европа

Изображение спутника Европа

Имеет очень интересный рельеф поверхности, над происхождением которого ученые ломают голову на протяжении уже нескольких десятилетий. Он представляет собой некую сеточку из трещин и разломов глыбы льда, составляющего «внешнюю оболочку» Европы. Предполагается, что наличие океана подо льдом обуславливает появление теплых вод, которые поднимаются из недр и, замерзая, разрывают ледяную поверхность.

Ганимед

Ганимед, сфотографированный Вояджером 1, 4 марта 1979 года

Ганимед, сфотографированный Вояджером 1, 4 марта 1979 года, видны калибровочные точки

Отличается своей величественностью по отношению к другим спутникам и не только Юпитера. Он покрыт толстым пластом льда и имеет сильное магнитное поле, сравнимое с магнитным полем некоторых планет.  Ученые предполагают в недрах Ганимеда наличие океана, похожего на Земной, что обуславливает такую электропроводимость вод. Если бы Ганимед не был спутником, он мог стать еще одной планетой.

Каллисто

Галилеевы спутники

Покрыт огромным количеством кратеров, коих не наблюдается ни у одного космического тела. Такой факт свидетельствует об очень древнем происхождении Каллисто и отсутствия у него геологической активности.

Спутники с обратным вращением

Такие спутники двигаются навстречу всем другим спутникам Юпитера, причем положение орбиты слегка наклонено по отношению к их планете. Такие особенности и значительная удаленность от Юпитера дает основание предполагать, что в прошлом это обычные астероиды, попавшие в гравитационное притяжение Юпитера. Они «помечены» буквой е в окончании их названий – Синопе, Карме, Ананке и Пасифе.

Небольшой научно-популярный фильм про Юпитер