Европа — ледяной спутник Юпитера

Европа, снимок Вояджера-2

Европа, являющаяся наименьшим из четырех открытых итальянским ученым и астрономом Галилео Галилеем в 1610 году спутников Юпитера, относится к наиболее крупным спутникам планет в Солнечной системе и своими размерами немного меньше такого «гиганта» как Луна.
Галилей, обнаружив Европу и еще три спутника Юпитера, присвоил им порядковые номера и назвал данную группу небесных тел «планетами Медичи».

Наименьшая из «галилеевых Лун» была обозначена вторым спутником планеты Юпитер. Общеупотребительное в настоящее время название «Европа» предложил в 1614 году Симон Мариус, который согласно имеющейся информации так же претендовал на открытие данного спутника, но практически до середины XX века данное название не использовалось. Самый маленький спутник Юпитера назван в честь возлюбленной Зевса (Юпитера), являющейся персонажем древнегреческих мифов.

Физические характеристики

Вся поверхность покрыта сетью лопнувшего льда

Одна из интересных особенностей, которой обладает спутник Юпитера Европа, заключается в том, что он всегда одной и той же стороной смотрит на свою планету. По своим физическо-геологическим характеристикам он больше похож на планеты входящие в земную группу, которые в большей степени состоят из горных пород, чем на иные «покрытые льдом спутники». Температура у поверхности Европы, покрытой предположительно 100 км слоем воды, и скованной ледяным панцирем толщиной порядка 10-30 км составляет всего 150-190°C ниже нуля. Европа представляет собой небольшое металлическое ядро, покрытое горными породами, которые в свою очередь окутаны огромными объемами воды и жидкого льда подповерхностного океана.

Исследования

Ледяная луна Юпитера

В результате немногочисленных исследований данного спутника ученым удалось обнаружить наличие ионосферы, и на основании этого предположить о существовании у него атмосферы. Данная гипотеза немного позже была подтверждена космическим телескопом «Хаббл», который обнаружил наличие следов малозаметной атмосферы. Образование атмосферы у данного космического тела объясняется, разложением льда на частицы кислорода и водорода, чему способствует солнечная радиация, при этом лёгкие частицы водорода из-за незначительной величины силы притяжения улетучиваются в космос. Этот факт способствовал возникновению вопросов о том, есть ли жизнь на Европе.

Характеристики поверхности

Замерзшие ледяные торосы на поверхности

Поверхность Европы испещрена множеством пересекающихся линий и разломов, но по космическим меркам считается относительно ровной, лишь небольшое число образований, напоминающих холмы, высотой несколько сот метров, хаотично распределены по ее поверхности.

Типичный ландшафт

Количество поверхностных кратеров очень мало. На данный момент обнаружено всего три кратера площадью покрытия более 5 км, что свидетельствует об относительной молодости поверхности, возраст которой предположительно не превышает 30 млн. лет и обладает высокой геологической активностью. Поверхность Европы высокорадиоактивна, так как ее орбита совпадает с мощным радиационным поясом планеты Юпитер.