Леонард Эйлер

Леонард ЭйлерЛеонард Эйлер

Детство и юность

Леонард Эйлер родился в Базеле, Швейцария 15 апреля 1707 года. Семья жила на скромный заработок отца, проповедника, увлеченного математикой. Он и стал первым учителем будущего ученого.

Мальчик получил начальное образование у репетитора священника Йоганесса Буркхарта, а в 1720 году поступил для дальнейшего обучения в Базельский университет. Юноша усердно учился и проявлял выдающиеся математические способности. Его старания были замечены почетным математиком Европы — Иоганом Бернулли и учеными мужами Российской Академии наук, от которых вскоре последовало приглашение работать в Санкт-Петербург.

Годы работы

В 1727 году Леонард переехал в Россию, вошел в ряды ассоциированных членов Академии наук, а к 1733 году занял должность на кафедре математики, где и раскрыл свои уникальные таланты. Ученый безудержно работал над математическими функциями, упрощал аналитические операции, совершенствовал интегральное исчисление и писал книги и пособия для университетов.

Здание Петербургской Академии наук. Гравюра М.И.Махаева.

Загруженный график в течение двух лет, привел к потере зрения на правом глазу и общему ухудшению здоровья. Несмотря на обилие работы, Эйлер находит время и для личной жизни. Именно в России он встретил будущую жену Катарину Гзель, подарившую в дальнейшем ученому мужу 13 детей.

Ученому пришлось оставить работу в России с 1741 по 1766 год из-за нестабильной политической обстановки и перебраться в Германию. В Берлине, Леонард работал над новыми методами расчетов траекторий движения планет и определения местоположения, позволяющими переводить математические формулы в более компактные уравнения с приращенными функциями бесконечно малых величин, но все же не равных нулю, взамен графических изображений и начертательных способов. Такое представление математики в астрономии дало начало исследованиям возмущенной динамики Луны и других космических тел. Новые методы описали точное движение планет солнечной системы с учетом взаимодействий тел, искривления орбит, наклона и поворота вокруг оси.

Вклад в астрономию

По возвращении в северную столицу России у Леонарда развилась катаракта в левом глазу, окончательно лишив ученого зрения. Эйлер обладал феноменальной памятью и не снизил интенсивность работ, даже после полной потери зрения. Он внес неоценимый вклад в развитие математики, механики, оптики, акустики и физической астрономии. Особое внимание, ученый уделял по сей день нерешенной проблеме взаимодействия нашей планеты с естественным спутником — Луной и центром системы — Солнцем. Его работы легли в основу таблиц, для расчетов долготы на морских путях кораблей. Эйлер выполнял в уме сложнейшие расчеты для второй теории движения Луны, после длительной слепоты продолжал разрабатывать теорию чисел и вывел закон квадратичной зависимости.

Работы Эйлера легли в основу таблиц, для расчетов долготы на морских путях кораблей

За свою жизнь, Эйлер посвятил астрономии более ста работ, основным направлением которых являлась небесная или «астрономическая» механика. Необходимость подробного изучения проблем в этом направлении, образовалась с потребностью определения положения мореходных судов, точность счета времени, а также интенсивности приливов и отливов. Еще одной причиной для исследований динамики космических объектов, стал вопрос о взаимодействии компонентов Солнечной системы и ее устойчивости. Еще Ньютоном были замечены отклонения в скорости движения планет и спутников, носящие вековые или годовые характеры. Эйлер точную четкую классификацию возмущений и посветил большую часть жизни решению этой проблемы астрономических механиков ХVІІІ века.

Леонард Эйлер разработал теорию о влиянии Луны на приливы и отливы

В 1740 году Леонард разработал теорию о влиянии Луны на приливы и отливы, за что был удостоен денежной награды Академии наук, обосновал принцип движения комет и других крупных объектов на основе Ньютоновских знаний о гравитации, разработал методику известную как метод четырех — пяти наблюдений, для определения конического сечения комет, и сформулировал уравнение для описания орбиты кометы. Астрофизику принадлежит и первая основополагающая теория «большого неравенства», описывающая движение Юпитера и Сатурна. Эйлер упростил точный расчет траектории динамики возмущенных тел, применив метод приближенного расчета, в последствии названого «Метод ломаных Эйлера». Большое количество задач, помог решить способ деления линейных уравнений на незначительные составляющие части последовательностей, где с уменьшением отдельных рядов и ростом их количества повышалась точность определения траектории небесного тела.

Последние годы жизни

Могила Эйлера на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры

Теоретик постоянно совершенствовал разработанные теории полагая, что ни одна, даже самая продуманная теория, не способна на долгое существование без дополнения новыми данными. Именно такое отношение к науке, позволило ученому лучшим для своего времени способом, описать сложное взаимодействие космических тел.

Леонард Эйлер ушел из жизни 18 сентября 1783 года в почтенном для того времени возрасте 76 лет. Гениальный ученый продолжал трудиться до последних дней, оставив наследие статей для печати еще на 50 лет после его смерти.