Джузеппе Пиацци

Джузеппе Пиацци (1746-1826 гг.) — астроном и математик из Италии, который сумел совместить науку и веру. Будучи священником и членом ордена Римско-католической церкви, Пиацци нашёл возможность посвятить значительную часть своей жизни звёздам: стал инициатором создания нескольких обсерваторий в Италии и первым открыл карликовую планету Цереру. Истинная любовь и рвение к астрономии не заглушило даже отсутствие внушительного научного образования. Пиацци много учился сам, путешествуя из города в город в поиске наставников по интересующей теме. Подробнее о его удивительной судьбе в материале ниже.

Начальный период

О детстве Джузеппе Пиацци практически ничего неизвестно. В юности он изучал философию и богословие сначала в Турине, потом в Риме. Когда Джузеппе исполнилось 18 лет, он вступил в мужской орден священников в Римско-католической церкви (по-другому участников называли «театинцами»), который базировался в Милане. Этот орден был не совсем монашеский и позволял своим участникам не оставлять мирскую жизнь. Параллельно с верой Пиацци всерьёз увлёкся наукой, он много ездил по городам и брал уроки у разных мастеров, а в 1780 году даже перебрался на Сицилию, где полностью посвятил себя астрономии и математике. К этому времени он уже стал профессором математических наук в университете Палермо.

Джузеппе Пиацци за работой

Палермская обсерватория

В 1787 году Пиацци покинул полюбившуюся ему Сицилию и отправился сначала в Париж, потом в Лондон, чтобы изучить принцип работы ведущих европейских обсерваторий. В итоге, набравшись опыта, через год он вернулся в Италию и стал инициатором создания собственной обсерватории в Палермо. На строительство выделил средства герцог Караманико. Местом дислокации решили выбрать Норманнский дворец. Спустя три года все работы были завершены, Пиацци очень гордился этой обсерваторией и возглавлял её до конца своих дней.

Палермская обсерватория

Основные открытия и достижения

Параллельно с должностью в Палермо Пиацци предложили возглавить обсерваторию в Неаполе. Он с радостью согласился и, будучи теперь руководителем двух отлично оснащённых исследовательских центров, с головой ударился в изучение неба. Пиацци был одержим идеей создать каталог звёздного неба, и его работа в этом направлении увенчалась успехом. Первый звёздный каталог он выпустил уже в 1803 году, в нём были координаты почти 7 000 звёзд. Однако сам Пиацци считал сборник незаконченным и спустя 10 лет выпустил второе издание. В нём были координаты уже почти 8 000 звёзд, причём невероятно точные для того времени.

В процессе работы над каталогом Пиацци удалось стать первооткрывателем новой карликовой планеты Цереры. До данных, которые собрал Джузеппе, она считалась частью пояса астероидов. Однако Пиацци заметил, что траектория её движения характерна скорее для очень маленькой планеты, и был прав. Он назвал своё открытие в честь древнеримской богини плодородия, которая являлась покровительницей Сицилии.

Планета Церера

Помимо невероятных успехов в астрономических исследованиях Пиацци принадлежит авторство в проектировании огромного полутораметрового вертикального круга, который находится в Палермской обсерватории. Его изготовил знаменитый английский механик Джесси Рамсден.

Последние годы жизни

Научные достижения Пиацци не остались незамеченными не только в Италии, но и в исследовательских обществах по всему миру. В 1803 году учёного наградили премией имени Лаланда Французской академии наук. Достижения Джузеппе Пиацци высоко ценили даже в России: ему предложили стать иностранным почетным членом Академии наук в Петербурге, на что он с удовольствием согласился и впоследствии очень гордился этим титулом. Джузеппе до конца своих дней был верен астрономии и не прекращал заниматься ей даже в глубокой старости. Он скончался в возрасте 80 лет в Неаполе. В честь Пиацци назван один из астероидов и кратер на Луне.