Планеты Солнечной системы

Солнечная системаСолнечная система – это совокупность планет, планомерно вращающихся вокруг Солнца – звезды, во много раз превышающей их по своим размерам и массе. В состав Солнечной системы входят не только планеты, ей принадлежат их спутники, астероиды, кометы и бессчетное количество метеорных элементов.

Солнце

Снимок Солнца сделанный в линии H-альфа

Стоит отметить, что Солнце, не самая большая и горячая звезда во Вселенной, но для нас оно занимает особое место. Так как без него не смогла бы существовать не сама Солнечная система, ни планеты, входящие в ее состав, ни существа, живущие на этих планетах. В недрах Солнца происходят ядерные реакции по обращению водорода в гелий, выделяющие огромное количество тепла – на поверхности Солнца около 5000°С. Несмотря на мощнейшую гравитацию, Солнце покидают некоторые заряженные частицы, которые называются солнечный ветер. Магнитное поле Земли отражает их, а в верхних слоях атмосферы на полюсах нашей планеты, все же можно наблюдать солнечный ветер в виде северных сияний.

Меркурий

Меркурий, снимок зонда MESSENGER

Самый маленький среди планет, у него нет спутников, полный виток вокруг Солнца Меркурий делает за пол своих суток. Он имеет огромное металлическое ядро и сравнительно небольшой слой коры, покрытый огромным количеством кратеров. У Меркурия невероятно разряженная атмосфера, она практически отсутствует.

Венера

Венера, снимок космического аппарата MESSENGER

Славится высокой температурой поверхности – около 480°С этот факт придает Венере статус самой горячей планеты. У Венеры очень плотная атмосфера, которая состоит практически из углекислого газа. Также в атмосфере этой планеты наблюдались грозы, по интенсивности, превосходящие Земные. У Венеры нет спутников.

Земля

Земля, вид с Луны

Единственная планета, имеющая океан, который составляет порядка 70% ее поверхности. Также на Земле уникальная атмосфера с высоким содержанием кислорода, его процент выше, чем в атмосфере любой другой планеты.  Луна, самый крупный из спутников планет земной группы, в которую, помимо Земли, входят уже описанные Меркурий и  Венера, а также Марс.

Марс

Планета, завершающая земную группу. Интерес представляет поверхность Марса – наличие русел указывает на существование воды на планете в прошлом,  а вулкан Олимп – самый высокий в Солнечной системе. Поверхность Марса имеет красный оттенок из-за высокого содержания оксида железа в своем составе.  У Марса два спутника – Фобос и Деймос.

Юпитер

Юпитер, фотография Вояджера 1

Самый огромный в Солнечной системе, с самым большим количеством спутников. Наиболее известные из них —  галилеевы спутники. Интересным фактом является Красное пятно на поверхности Юпитера, ученые предполагают, что это огромный вихрь в его атмосфере, имеющий скорость более 300 км/ч. Он вращается уже несколько столетий.

Сатурн

Сатурн, мозаика из 8 изображений космического аппарата Кассини

Занимает вторую позицию по своему объему и количеству спутников среди всех планет, а положению относительно Солнца — среди планет-гигантов. Первым по этим показателям является Юпитер. Помимо них к планетам-гигантам относятся Уран и Нептун. Особенность Сатурна составляет его система колец, которую можно отчетливо наблюдать в обычный телескоп.

Уран

Уран, ИК снимок телескопа КЕК

Так же, как и Венера, планета с обратным вращением, особенность его движения заключается и в положении по отношению к своей орбите – он наклонен на 98°. Уран — самая холодная планета в Солнечной системе, его температурный минимум составил -225°С. Уран владеет 27 спутниками.

Нептун

Нептун, фотография Вояджера -2

По своему составу Нептун схож с Ураном, огромное количество льда в составе этих планет дает основание называть их «ледяные гиганты».  Его атмосфера, как и атмосфера всех планет-гигантов  — это водород и гелий, а наличие в ее составе метана объясняет синий цвет планеты. Нептун – планета с самыми сильными ветрами, их скорость достигает 700 км/ч. У Нептуна 13 спутников.

Сравнительные размеры планет и звезд