Комета C/2014 Q2 Лавджоя

Комета C/2014 Q2 Лавджоя. Автор Rolando Ligustri, снято в Австралии

Некто Терри Лавджой, 1966 года рождения, обнаружил комету в разгар лета, сидя просто на крыше собственного дома в Брисбене.

Комета Лавджоя под номером 5

Комета C/2014 Q2

Комета C/2014 Q2 Автор Gerald Rhemann, снято в Намибии

Открытие было сделано из личной обсерватории Терри при помощи телескопа «Celestron C8», который оснащен камерой ССD. Этот ученый из Австралии открыл таким образом миру уже пятую новую комету. В науке он стал известен благодаря тому, что смог переоборудовать обыкновенные цифровые камеры под нужды астрофизики.

В 2007 году ему удалось открыть первую комету С/2007 Е2, а через два месяца – еще одну С/2007 К5. Помимо обнаруженного недавно «хвостатого светила C/2014 Q2, открытые которого было успешно подтверждено Центром малых планет, к настоящему моменту на счету Лавджоя собралось уже 5 комет (вместе с открытыми в 2011 и 2013 годах кометами С/2011 W3 и C/2013 R1, соответственно) и один астероид, названный в его честь. Однако последнее сделанное им открытое обещает быть особенно запоминающимся.

Автор Jose J. Chambo, снято в Австралии

Обычно, по словам Лавджя, он делает ровно три фотографии ночного звездно неба. После этого, вооружившись специальными программными средствами, он пытается обнаружить какие-либо движущиеся объекты. Если зафиксировать таковые удается, далее происходит ручная проверка. Зачастую оказывается, что «пойманные» им объекты – это либо астероиды, либо уже известные науке кометы, либо «пустышки». Однако в августе 2014 года ученому повезло: расплывчатый, едва светящийся объект в окрестностях созвездии Кормы оказался доселе неведомой миру кометой.

Что представляет собой комета С/2014 Q2?

Автор Yasushi Aoshima, снято в Японии

Итак, открытая меньше полугода тому назад комета относится к категории периодических. Это означает, что ее период составляет свыше нескольких тысяч лет, и за время всего своего существования, с самого момента образования, в пределах Солнечной системы она может побывать не один раз. Некоторым кометам так и не удалось достигнуть перигелия, а вот у С/2014 Q2 есть все шансы приблизиться к Солнцу на расстояние 1,29 астрономических единицы. И случится это не когда-нибудь через десятки и сотни лет, а уже 30 января наступающего 2015 года.

Во время обнаружения данная комета обладала видимой звездной величиной равной +15. Но с течением времени она становится ярче от наблюдения к наблюдению. Незадолго до максимума своего блеска, где-то в декабре 2014 года, ее яркость будет составлять не менее восьмой звездной величины. Уже тогда комету можно будет заметить в Северном полушарии, а точнее – в его средних широтах. Сначала С/2014 Q2 будет двигаться по созвездию Голубя, а после перейдет в созвездие Зайца. В конце декабря наблюдатели смогут увидеть ее достаточно близко к горизонту на юге.

Прогнозы блеска и видимости

Автор Minoru Yoneto, снято в Новой Зеландии

Уже в январе 2015 года ожидается, что ее звездная величина приблизиться к значению 6. К этому времени комета перекочует в созвездие Эридана. Тогда кометы С/2014 Q2 можно будет без проблем увидеть собственными глазами, не вооружаясь никакими оптическими приборами. Все в том же январе 2015 года, ориентировочно 7 числа, данное «хвостатое» небесное тело пролетит от Земли на расстоянии каких-то 0,469 астрономических единиц. А уже через пару дней (9 января) она пересечет границу небесного экватора. С этого момента она станет доступна для наблюдения из Северного полушария, тогда полюбоваться ею, в частности, смогут жители России. За весь период видимости данного светила, помимо указанных ранее созвездий Эридана, Зайца и Голубя, комета С/2014 Q2 посетит зодиакальные созвездия Тельца и Овна, а также довольно крупные – Кассиопею, Андромеду и Треугольник.

Отметим также, что до момента вхождения кометы С/2014 Q2 в планетарный регион ее орбитальный период составлял около тринадцати с половиной тысяч лет. С момента же, когда данный небесный объект выйдет за пределы планетарного региона, прогнозируемый орбитальный период может составить уже 9 тысяч лет.

Удалось ли сегодня кому-то увидеть комету?

Автор Raffaele Esposito, снято в Австралии

В настоящее время комета у С/2014 Q2 продолжает находится в Южном полушарии, там же, где и была обнаружена впервые – около звезды Канопус в созвездии Кормы. Как и прочие долгопериодические кометы, она движется по очень вытянутой орбите с эксцентриситетом, равным приблизительно 0,998. Отмечается, что наклон ее орбиты необычайно велик и составляет примерно 80 градусов, таким образом, комета движется практически под прямым углом к плоскости эклиптики. Однако, чтобы сказать больше подробностей о характере ее орбиты, имеющихся на сегодняшний день наблюдений крайне недостаточно. Поэтому Центру малых планет предстоит еще не одно глубокое исследование данного небесного тела.

Наблюдение кометы

Расположение кометы C/2014 Q2 (Lovejoy) в декабре 2014 года

Однако тем, кто сейчас находится, например, где-нибудь в Африке, уже удалось увидеть невероятное зрелище собственными глазами. Уже сегодня ионный хвост кометы С/2014 Q2 составляет полтора градуса. В 41-сантиметровый телескоп можно увидеть, что комета имеет размер около десяти угловых минут, и можно легко различить ее кому. На текущий момент склонение кометы С/2014 Q2 в Корме составляет -44 градуса. Через месяц охотники за звездами смогут поймать «хвостатое» чудо где-то под созвездием Ориона. Уже сейчас в сети интернет любопытные «звездоманы» могут найти не одну невероятнейшую фотографию кометы С/2014 Q2 Лавджоя, сделанную буквально на днях счастливыми очевидцами.

Комета в Северном полушарии

Расположение кометы C/2014 Q2 (Lovejoy) в январе 2015 года

А нам осталось только вооружится на всякий случай биноклями или небольшими телескопами и ждать появления кометы в Северном полушарии. Хотя, ориентируясь на то, что С/2014 Q2 обещает быть ярче прогнозируемой звездной величины в среднем на 2,5 значения (обещанный максимум должен был составить 8, но ожидается целых 5-6 звездных величин), достаточно запастись терпением и аккурат под Рождество на территории России и ближайшего зарубежья можно будет собственными глазами увидеть новоявленное миру открытие.

Подборка самых красивых снимков кометы С/2014 Q2 Лавджоя