Встреча кометы Siding Spring с Марсом

Комета Siding Spring, снимок Демиана Пича

Одно из самых ожидаемых событий это пролет кометы C/2013 A1 Siding Spring (открытая австралийским астрономом Робертом Макнотом) вблизи Марса в октябре 2014 года.

Преамбула

Если быть точнее, то 19 октября 2014 года около 18:30 UTC (Всемирное время +3 часа к Московскому) эта комета приблизится к красной планете на минимальное расстояние в 138 тыс. км, что весьма близко. Ожидается, что ее блеск на марсианском небе может достигнуть -7,5 звездной величины! Для сравнения: наша Луна находится на расстоянии 384 тыс. км., а геостационарные спутники висят в 40000 километрах от поверхности.

Поначалу, ученые даже не исключали вероятность того, что комета столкнётся с Марсом. Однако уточнённые расчёты показали, что комета всё-таки не врежется в поверхность. Астрономы любители смогут наблюдать за сближением двух небесных тел с помощью небольших телескопов.

Видимость кометы

Сайдинг-Спринг

Схематическое изображение орбиты Сайдинг-Спринг и положения планет

С Земли C/2013 A1 Siding Spring будет видна на минимальном расстоянии в 7-ми угловых минутах от красной планеты. Блеск кометы будет составлять около + 8 звездной величины. Для жителей Северного полушария, Марс и комета будут находиться невысоко на юго- западе, появляясь сразу после захода Солнце, что весьма печально, т.к. чем выше объект над горизонтом, тем лучше его условия наблюдения.

Космические аппараты на Марсе

Исследовать столь редкое сближение кометы с Марсом будут не только земные наблюдатели, но и находящиеся вблизи Марса космические аппараты Mars Reconnaissane Orbiter, Mars Odyssey, Mars Express, с поверхности планеты: марсоходы Curiosity и Opportunity (недавно отметил 10-и летний юбилей работы!).

Марсоход Opportunity

Марсоход Opportunity наблюдает за кометой

Также к этому флоту исследователей присоединятся еще два космических аппарата для изучения Марса, которые в настоящий момент направляются к нему.  Это зонд NASA MAVEN, который займется изучением текущего состояния и эволюции атмосферы Марса, в частности, потерей планетой своей атмосферы (прибудет 22 сентября 2014 года) и космический аппарат Индийского космического агентства – MOM (Mars Orbiter Mission), также называемый Mangalyaan (прибытие в сентябре 2014 года).

Наблюдения с марсоходов

Примерно так будет выглядеть комета с поверхности Марса, рендеры из блога Waitingforison

Наблюдения с марсоходов, скорее всего, ценой информации не принесут, т.к. даже самый передовой ровер Curiosity не смог получить приемлемых снимков кометы ISON, которая в прошлом году также пролетала вблизи Марса (правда гораздо дальше). Все на что можно надеяться это размытое изображения в несколько пикселей, ввиду того, что камеры ровера не предназначены для астрономических наблюдений.

Опасность для космических аппаратов

Орбиты спутников Марса и космических аппаратов, находящихся на его орбите

Из-за близости прохождения кометы к Марсу, (кома кометы даже заденет верхний слой атмосферы планеты) ученые заняты тем, что рассчитывают безопасные орбиты для всех космических аппаратов изучающих Марс.

С одной стороны это отличная возможность изучить вблизи хвостатую гостью, без запуска дорогостоящей миссии (пример: Розетта), с другой стороны, это ненулевая вероятность повреждения космических аппаратов на орбите. В связи с этим ученые пожертвовали драгоценным топливом для корректировки орбиты зондов.

Метеоритный дождь

Другим интересным явлением будет вероятный метеорный дождь: входя в атмосферу Марса и сгорая в ней, частицы кометы вызовут интенсивный метеорный дождь, прогнозируется до 40.000 метеоров в час.

Сайдинг Спринг

Этот композитный снимок C/2013 A1 (Сайдинг Спринг) сделан с помощью УФ телескопа Swift, в период с 27 по 29 мая 2014 года.

Будущее исследование кометы зондом MAVEN

Исследование кометы

Инфорграфика исследования кометы различными аппаратами

Космический аппарат НАСА MAVEN, который прибудет в сентябре к красной планете несет на своем борту «идеальные» приборы для изучения кометы в мельчайших подробностях.

Ультрафиолетовый спектрограф IUVS будет ключевым инструментом для наблюдения комы и хвоста кометы из облака Оорта, давая нам возможность узнать ее состав.

Кроме того этот УФ-спектрометр является единственным среди всех трех марсианских орбитальных аппаратов НАСА, делая его исследования совершенно уникальными.

Цели зонда MAVEN

Траектория зонда

Несмотря на встречу с кометой, главная цель MAVEN это детальное изучение верхних слоев атмосферы Марса.

Данные с других орбитальных аппаратов Mars Odyssey и Mars Reconnaissance Orbiter будут дополнять данные от спектрометра IUVS. Наблюдения в видимом диапазоне позволяют получить данные о структуре пыли в коме и хвосте, а в ИК о распределении размеров пыли.

Снимок зонда

В течение примерно двух дней до и через два дня после ​​наибольшего сближения кометы, MAVEN будет проводить наблюдения верхних слоев атмосферы Марса и взаимодействия с ней солнечного ветра.

По состоянию на 4 сентября космический аппарат MAVEN находится на расстоянии 205 млн. км от Земли и в 4,7 млн. км от Марса. Его геоцентрическая скорость 27,95 км/с, а по отношению к Солнцу 22,29 км/с.

Визуализация пролета кометы C/2013 A1 (Siding Spring) рядом с Марсом.