Каллисто спутник Юпитера

Композитный снимок Каллисто, спутника ЮпитераКаллисто – это самый отдаленный спутник планеты Юпитер. Это третий по величине спутник Солнечной системы.

Каллисто назван в честь возлюбленной Зевса (древнегреческая мифология). Галилео Галилей обнаружил данный спутник в 1610 году при помощи первого телескопа, а Симон Марий в 1614 году предложил современное название данного объекта. Размеры спутника сходны с планетой Меркурий, но масса значительно уступает. Также, Каллисто спутник Юпитера, весьма интересен и необычен.

Возможное происхождение Каллисто

Модель внутреннего строения Каллисто

Модель внутреннего строения Каллисто. Показаны ледяная кора, возможный водный океан и ядро из льдов и камней

Многие ученые предполагают, что Каллисто образовалась в результате медленных процессов газопылевой туманности, которой был окружен Юпитер. Тепло, получаемое при столкновении с метеоритами и радиоактивным распадом, не смогло расплавить лед Каллисто. Конвенция твердого вещества и охлаждение поверхности — это медленные процессы, которые происходили на спутнике.

Основные исследования Каллисто

Каллисто, снимок Voyager 1 6 марта 1979 года

Спутник изучался аппаратами НАСА. В декабре месяце 1974 года были получены первые фотографии Каллисто. Данные снимки выполнила станция «Пионер 11». Также станция уточнила плотность и массу спутника. В 1979 году Каллисто изучали аппараты «Вояджер 1» и «Вояджер 2«, которые выполнили ряд важных измерений. На протяжении восьми лет (декабрь 1995 года – сентябрь 2003 года) изучением системы Юпитера занимался аппарат «Галилео», который восемь раз произвел сближение с данным спутником. Аппарат «Галилео» измерил магнитное поле, выполнил детальные снимки и получил большое количество важной информации о Каллисто. Полученные фотографии достигали разрешения до 15 метров, они отображали некоторые районы Каллисто.

Спутники Юпитера Каллисто и Европа, снимок космического аппарата Кассини, сделанный в 2000 году.

В 2000г. космическому аппарату «Кассини» удалось получить инфракрасные спектры спутника, а в 2007 изображения Каллисто были получены благодаря комическому аппарату «Новые горизонты».

Атмосфера спутника

Атмосфера Каллисто сильно разряженная и имеет температуру равную 150К. Ее состав — это углекислый газ. После захода Солнца происходит снижение температуры.

Поверхность

Ударный кратер Хар с центральным куполом

Поверхность спутника очень старая. Ее возраст составляет четыре млрд. лет. Многие ученые предполагают, что спутник покрыт огромным слоем льда, под которым располагается океан, который может достигать глубины до 19 км. К центру Каллисто содержит горные породы и железо. Радиус спутника составляет 2403 км. Каллисто вращается синхронизировано. Полный оборот спутника вокруг Юпитера происходит за 16.7 дней. Он имеет темную поверхность, которая загрязнена различными примесями и силикатной пылью. Спутник почти полностью покрыт ударными кратерами.

Кратеры Каллисто

Валгалла - ударный бассейн на спутнике Юпитера Каллисто

Валгалла — ударный бассейн на спутнике Юпитера Каллисто

В истории Каллисто были катаклизмы. Об этом свидетельствуют ударные структуры, например, Асгард и Валгалла. Особый интерес представляет двухсот километровый кратер. Это круглая область, которая окружена темными породами. Большой кратер окружен более мелкими. Он и кратер Айгалук имеют ударное происхождение. Трещины Валгалла имеют внушительный диаметр, который составляет около трех тысяч километров. Они напоминают вид кругов на воде. Скорее всего — это результат столкновения с огромным метеоритом. На Каллисто отсутствуют следы деятельности вулканов. На поверхности спутника есть и светлые кратеры, которые были образованы в более поздний период.

Возможная колонизация Каллисто

База на Каллисто в представлении художника

Многие ученые приходят к выводу, что в будущем, возможно образование колоний на Каллисто, так как она имеет стабильную геологию и не подвержена действиям радиации поясов Юпитера. Построение станции на спутнике — это перспектива будущего периода. Изо льда спутника возможно добывать воду и ее использовать. Кроме того, с поверхности спутника возможно исследование другого спутника Юпитера — Европы. Полет на Каллисто может занять от двух до пяти лет.

Галерея снимков спутника Каллисто

Катена Гомул в центральной части снимка и две цепочки кратеров
Два оползня длиной 3—3,5 км в правой части двух крупных кратеров
Сопоставление размеров Земли, Луны и Каллисто
Каллисто в ноябре 1997 года.
Изображение, полученное КА «Галилео», на котором видны кратерированные равнины
Поверхность Каллисто, спутника Юпитера, сфотографированная космическим аппаратом Галилео, 6 мая 1997 года.
Спутник Юпитера Каллисто, фотография межпланетной станции Кассини, сделанная 29 декабря 2000 года.
Сильно кратерированное противоюпитерианское полушарие Каллисто.