Наблюдение Юпитера

Юпитер – одна из пяти планет, известных с глубокой древности.

Сведения о Юпитере

Его диаметр в 11.2 раза превышает диаметр Земли, объём больше в 1300 раз, а масса — в 317.8 раз. Период обращения вокруг Солнца чуть меньше 12 земных лет. Юпитер — газовый гигант, не имеющий твёрдой поверхности, его атмосфера состоит на 90% из водорода и на 10% из гелия. Его ядро, размером с Землю и составляющее около 4% общего объёма планеты, твёрдое.

Строение Юпитера

Период вращения вокруг оси – самый маленький среди планет Солнечной системы и составляет чуть меньше 10 часов. Из – за большой скорости вращения газовый гигант сплюснут у полюсов. Юпитер вращается не как твёрдое тело, скорость вращения на разных широтах неодинакова: на экваторе она больше, по мере приближения к полюсам уменьшается. Плоскость экватора планеты наклонена к плоскости орбиты на 3 градуса, поэтому смены времён года нет. На сегодняшний день открыто 79 спутников планеты и система колец. Юпитер образовался из той же газовой туманности, что и Солнце, но для запуска термоядерной реакции ему не хватает массы – она должна быть в 75 – 80 раз больше. Поэтому планету иногда называют «неудавшейся звездой».

Когда наблюдать

Наблюдение планет

Наиболее благоприятное время для наблюдений Юпитера – момент противостояния (наименьшее расстояние от планеты до Земли). Оно происходит каждый год и смещается по сравнению с прошлым примерно на месяц вперёд. Ближайшие противостояния:

• 2018 год – 9 мая
  • 2019 год – 10 июня

При летних противостояниях Юпитер поднимается невысоко над линией горизонта (не выше 30 градусов для российских широт). Удобнее вести наблюдения при зимних противостояниях, когда он поднимается высоко над горизонтом и виден всю ночь. Зимой можно увидеть полный оборот планеты вокруг оси.

Что можно увидеть на Юпитере

Атмосфера Юпитера нестабильна, в ней бушуют мощные вихри, поэтому внешний вид планеты постоянно меняется. Но можно в строении атмосферы выделить закономерности и устойчивые образования.

Пояса и зоны

Верхние облака Юпитера растянулись полосами параллельно экватору. Светлые полосы называют зонами, тёмные – поясами.

Чуть выше и ниже экватора видны соответственно Северный и Южный экваториальные пояса. Ближе к полюсам расположены Северный и Южный умеренные пояса. Между экваториальными и умеренными поясами видны соответственно Северные и Южные тропические зоны. На полюсах заметны тёмные полярные шапки.

Большое красное пятно и белые пятна

Большое красное пятно Юпитера

Большое Красное пятно представляет собой гигантский атмосферный вихрь. Оно находится в Южной тропической зоне, имеет овальную форму и ярко – розовый цвет, контрастно выделяясь на диске.

В районе Южного умеренного пояса находятся три Белых пятна, представляющие собой скопления жидкого газа. Из – за белого цвета разглядеть их сложно.

Спутники, затмения и покрытие

Тройное солнечное затмение на Юпитере

Рядом с диском Юпитера видны четыре спутника, открытые ещё Галилеем. В порядке удаления от планеты, это: Ио, Европа, Ганимед (самый большой) и Каллисто. Скорость их вращения вокруг Юпитера достаточно велика, через полчаса наблюдения заметно изменение их расположения.

Можно наблюдать прохождение теней от спутников по диску планеты и разглядеть, что тени двух ближних спутников имеют более резкие очертания, а два дальних спутника отбрасывают тени с менее чёткими, размытыми границами.

В телескоп видны затмения – вход спутников в тень планеты, и покрытия – когда спутники заходят за её диск. Прохождение спутников по диску Юпитера наблюдать сложнее, так как они слабо выделяются на ярком диске.

Оборудование для наблюдений

Бинокли с увеличением, начиная с 7 – кратного, позволят разглядеть крошечный диск Юпитера, большее увеличение даст возможность увидеть галилеевы спутники, но для наблюдений необходимо использовать телескоп.

Для наблюдений планет, в том числе и Юпитера, обычно используют телескопы – рефракторы с апертурой (диаметром собирающей линзы или главного зеркала) от120 до 150 миллиметров.

Оборудование для наблюдений

Уже в 60 – миллиметровый телескоп можно увидеть полосы на Юпитере, а в 80 – миллиметровый разглядеть более мелкие детали: светлые и тёмные пятна, углубления в краях полос и выступы, поперечные соединительные «мостики» между полосами и их разветвления, Красное пятно и тени спутников на диске планеты.

150 – миллиметровый телескоп даст возможность увидеть более мелкие детали и разницу в размерах теней спутников. Наибольшее количество деталей можно наблюдать в 300 – миллиметровый телескоп, но при большем диаметре объектива изображение начнёт «размываться» из – за движения земной атмосферы.

Для улучшения контрастности и выделения некоторых деталей из окружающего фона используют светофильтры. Например, изображение Красного пятна и поясов с красно – коричневой окраской улучшают синий и голубой светофильтры, а красный позволит выделить детали, имеющие синий цвет. Можно поэкспериментировать со светофильтрами, добиваясь более отчётливого изображения деталей.