Радиотелескоп Аресибо

marius-strom-1024x680В Пуэрто-Рико – небольшом государстве, окруженном Карибским морем, располагается один из самых больших радиотелескопов в мире – обсерватория Аресибо. Конструкция находится на высоте 497 метров и на расстоянии в 15 км от одноименного города.

Постройка обсерватории была окончена в 1963-м году.

Конструкция

Основным и наиболее заметным элементом данной постройки является его рефлектор. Простыми словами, рефлектор – тарелкообразный прибор, собирающий и направляющий излучение в более узкий и плотный пучок радиоволн. Диаметр рефлектора обсерватории Аресибо составляет 304,8 м, глубина — 50,9 м, а состоит он из 38 778 перфорированных пластин, сделанных из алюминия. В свою очередь пластины плотно уложены поверх сетки, сформированной путем сплетения стальных тросов. Сетка из стальных тросов висит над землей на высоте в несколько метров. Поэтому под рефлектор можно не только зайти, но и заехать на транспорте. На земле, под сеткой растет различная тенелюбивая растительность. Для расположения рефлектора использовалась природная воронка, образованная в результате вымывания горных пород.

reflektor

Рефлектор радиотелескопа

В то время как рефлектор остается неподвижным, наведение радиотелескопа в интересующую точку небосвода происходит посредством 26-ти моторов, перемещающих подвижный купол с облучателем антенны.

Купол держится на тросах, прикрепленных к трем башням, вершины которых расположены на одной высоте. Высота одной из башен составляет 111 метров, а двух других – 80 метров.

Астрономические исследования

С момента введения телескопа в эксплуатацию, обсерваторией Аресибо было совершено ряд значимых открытий, среди которых: обнаружение первого двойного пульсара, а также обнаружение одного из самых быстровращающихся пульсаров; открытия, повлекшие за собой обнаружение нейтронных звезд и первых экзопланет. Кроме того, при помощи наблюдений Аресибо было зафиксирован Эффект Ярковского. С 1999-го года результаты наблюдений телескопа Аресибо поступают в базу данных проекта SETI, занимающегося поиском внеземных цивилизаций.

Послание Аресибо

Помимо ряда значимых астрономических открытий, радиотелескоп Аресибо известен своим одноименным посланием, отправленным 16 ноября 1974 года в направлении звездного скопления М13, которое располагается в созвездии Геркулеса, на расстоянии 25 тыс. световых лет.

Сообщение было составлено американским астрономом Френком Дрейком и астрофизиком Карлом Саганом. Примечательно, что телескоп Аресибо фигурирует в кинофильме «Контакт», который снят по одноименному научно-фантастическому произведению Карла Сагана.

Послание состоит из 1679 цифр, формирующих из себя пиксельное поле длиною в 73 пикселя и шириною в 23 пикселя. Прямоугольное изображение состоит из шести графических частей, в которых закодирована та или иная информация.

• Первая часть содержит числа от единицы до десяти, представленные в двоичной системе счисления.
  • Вторая часть содержит химические элементы, числа которых можно раскодировать посредством описанной в первой части системы счисления. В результате обработки данных будет получена последовательность из следующих чисел: 1, 6, 7, 8, 15. Где каждое из чисел означает атомный номер водорода, углерода, азота, кислорода, а также фосфора соответственно. Эти химические элементы составляют ДНК.
  • Третья часть послания описывает строительные блоки ДНК – нуклеотиды, которые состоят из трех элементов, которые в свою очередь можно описать посредством химических элементов, представленных во второй части. Таким образом у получателя формируется понимание строения ДНК.
  • В четвертой части в изображении двойного белого прямоугольного столбца закодировано приблизительное число пар нуклеотидов в геноме человека. Две синие линии по обеим сторонам столбца отображают форму ДНК человека.
  • Пятая часть содержит три графических объекта, центральный из которых отображает грубые очертания человека. В объекте слева закодирован приблизительный рост человека (176,4 см). Первая строка объекта справа от эскиза человека является также последней строкой четвертой части и несет в себе информацию о связи ДНК с таким разумным существом как человек.
  • Шестая часть отображает Солнечную систему, Солнце и девять планет (в т. ч. Плутон). На изображении можно отметить приблизительное соотношения размеров космических тел Солнечной системы. Пиксель, означающий Землю, приподнят вверх, тем самым указывая на источник радиопослания.
  • Последняя часть послания изображает собственно передатчик обсерватории Аресибо, посредством которого было отправлено послание. В изображении закодировано число диаметра телескопа, кроме того, ось передатчика расположена прямо под пикселем Земли из шестой части.

Послание было послано в радиочастотном диапазоне (длина волны 12,6 см) и на его доставку к месту назначения потребуется 25 000 лет. Даже если послание будет принято и мгновенно обработано, потребуется также 25 000 лет, чтобы ответ внеземной цивилизации достиг Земли. По этой причине данное послание является скорее демонстрацией технических возможностей человечества, нежели действительной попыткой вступить в контакт с инопланетянами.