Как называется наша галактика?

Млечный Путь

Всем нам известно, что наша галактика называется Млечный Путь. Точнее, сперва так назвали ее видимые части на ночном небе — те рукава галактической спирали, которые можно увидеть с Земли. Однако какое отношение наша галактика имеет к молоку, и как ее называют в других странах? Сегодня мы разберемся в этом вместе.

Млечный Путь — происхождение названия

Нашу галактику называют Млечным Путем не только в России — в большинстве англоязычных, европейских и американских стран она носит такое же имя. Пришло оно со старого древнегреческого мифа о Геракле. Зевс, отец героя и по совместительству верховный бог, хотел дать своему сыну божественных сил. Самым простым способом было напоить его молоком богини, что Зевс и сделал — однажды ночью он поднес младенца-Геракла к своей спящей жене Гере. Однако ей совсем не понравилась затея мужа. Богиня оттолкнула ребенка от себя, а ее молоко разбрызгалось на небо, оставив на нем яркий след в форме круга.

Возникновение Млечного Пути. Гера и Геракл в представлении Рубенса

Отсюда и взялось первоначальное название нашей галактики — «Молочный Круг» или «galaxias kyklos» по-древнегречески. «Круг» превратился в современный «путь» уже позже, когда название было заимствовано в латинский язык. Там миф был переосмыслен, и звездный след молока богини назвали «via» — путь, дорога. К слову, вы уже наверняка заметили, что само слово «галактика» происходит от греческого названия молока. Христианская церковь, а с ней латынь и древнегреческий как языки науки, поспособствовала проникновению термина «Млечный Путь» в языки всего мира.

Другие названия галактики

Однако мир и история не ограничиваются древнегреческим периодом и Европой — соответственно, наша галактика точно имеет другие имена. Так, многие из вас знают, что в украинском языке Млечный Путь называется «Чумацький шлях (путь)», в честь давних торговцев-чумаков. Путешествуя с севера на юг за рыбой и солью, они ориентировались по звездной полосе на небе. И так как только с построением Галилео Галилеем телескопа стало известно, что Млечный Путь состоит из многих сотен звезд, народы со всего мира придумывали самые разные имена светящейся небесной полосе.

Фонари на реках в странах Востока символизируют не только души умерших, но и звезды Млечного Пути

Например, древние славяне называли нашу галактику «Дорогой в Вырай» или «Божьей Дорогой». По поверьям, птицы и души умерших отлетали по осени в рай, следуя полосе Божьей Дороги, а главный бог-громовержец Перун скакал по ней на колеснице. С приходом христианства место Перуна занял святой Илья. Похожее значение имеет финское название, которое переводится как «птичий путь». С дорогой Млечный Путь ассоциировался также в литовцев, армян, арабов, хорватов и испанцев, причем история на фоне каждый раз была разной — звездная дорога вела паломников Мекку, спасала невольников с турецкого плена и отражала путь апостола Петра, который соломой посыпал свои следы.

На этом ассоциации с нашей галактикой не ограничиваются. Народы Сибири видели в звездах следы лыж и рубцы, инки и майя — громадного небесного змея. А азиаты до сих пор ассоциируют Млечный путь с рекой. Так, у японцев слово «Серебряная Река» обозначает не только нашу галактику, но и любую галактику вообще. Также Серебряная Река в Стране восходящего солнца служит символом всех влюбленных. А во время некоторых праздников по течениям рек и ручьев пускают светящиеся фонарики, которые отождествляются со звездами — душами умерших.