Тунгусский метеорит

Тунгусский метеорит в представлении художника

В русскоязычном пространстве бытует масса космических легенд. Почти у каждого посёлка есть холм, над которым видели таинственные огни в небе, или ложбина, оставленная «кометой». Но самым знаменитым (и реально существующим!) остаётся Тунгусский метеорит. Спустившись с небес ничем ничем не примечательным утром 30 июня 1908 года, он в момент положил 2000 км² тайги, выбил окна домов в сотнях километров вокруг.

Взрыв под Тунгусской

Однако вёл себя космический гость весьма странно. Он взрывался в воздухе, причём несколько раз, не оставил от себя кратера, да и лес повалил совсем не ударом оземь. Это распалило фантазию как и фантастов, так и учёных — с тех пор хоть раз в год, но появляется новая версия того, что вызвало взрыв близ реки Подкаменная Тунгуска. Сегодня мы объясним, чем является с точки зрения астрономии Тунгусский метеорит, фото с мест падения станут нашими проводниками.

Самая важная, самая первая и наиболее недостоверная информация о метеорите — это описание падения метеорита. Ощутила его на себе вся планета — ветер достиг Британии, а землетрясение прокатилось по Евразии. Но самое крупное падение космического тела лично видели лишь единицы. А рассказать о нем смогли только те, кто выжили.

Поваленный лес на месте падения Тунгусского метеорита

Как выглядел Тунгусский метеорит?

Самые надежные свидетели говорят, что громадный огненный хвост пролетел с севера на восток, под углом 50° к горизонту. После этого северная часть неба озарилась вспышкой, принесшей большой жар: люди срывали с себя одежду, а сухие растения и ткани затлелись. Это и был взрыв — точнее, тепловое излучение от него. Ударная волна с ветром и сейсмическими колебаниями пришла позже, опрокидывая деревья и людей на землю, выбивая окна даже на расстоянии 200 километров!

Сильный гром, звук от взрыва Тунгусского метеорита, пришел последним, и напоминал грохот пушечной стрельбы. Сразу же после этого произошел второй взрыв, менее мощный; большая часть очевидцев, ошарашенных жаром и ударной волной, заметили лишь его свет, который описали как “второе Солнце”.

На этом достоверные показания заканчиваются. Стоит взять во внимание ранний час падения метеорита и личности очевидцев — это были сибирские крестьяне-поселенцы и аборигены, тунгусы и эвенки. Последние в своем пантеоне богов имеют железных птиц, плюющихся огнем, что дало рассказам очевидцев религиозный оттенок, а уфологам — “достоверные доказательства” присутствия космического корабля на месте падения Тунгусского метеорита.

Общий вид леса на месте падения метеорита

Постарались и журналисты: в газетах писали, что метеорит упал прямо возле железной дороги, и пассажиры поезда видели космический камень, верхушка которого торчала из-под земли. В последствии, именно они в тесной связке с писателями-фантастами создали миф с множеством лиц, в котором Тунгусский метеорит был и порождением энергии Земли, и межпланетным транспортом, и экспериментом Николы Тесла.

Тунгусские мифы

Челябинский метеорит, младший брат Тунгусского метеорита по химическому составу и судьбе, был заснят сотнями камер и фотоаппаратов во время своего падения, а ученые быстро нашли твердые остатки тела — но все равно нашлись люди, которые продвигали версию его сверхъестественного происхождения. А первая экспедиция к месту падения Тунгусского метеорита была предпринята через 13 лет после падения. За это время успел вырасти новый подлесок, ручьи высохнуть или повернуть свое течение, а очевидцы — покинуть свой дом на волнах недавней революции.

Леонид Кулик и фото команды по поиску метеорита

Так или иначе, Леонид Кулик, известный в Советском Союзе минералог и эксперт по метеоритам, в 1921 году возглавил первые поиски Тунгусского метеорита. До своей смерти в 1942 году он организовал 4 (по другим данным – 6) экспедиций, посулив руководству страны метеоритное железо. Однако ни кратера, ни останков метеорита он не нашел.

Итак, куда же делся метеорит, и где его искать? Ниже мы рассмотрим главные особенности падения Тунгусского метеорита и мифы, порожденные ими.

“Тунгусский метеорит взорвался сильнее самой мощной ядерной бомбы”

Сила взрыва Тунгусского метеорита, по последним расчетам суперкомпьютеров ядерной Сандийской национальной лаборатории США, составляла “всего” 3 – 5 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Это хотя и мощнее ядерной бомбы, сброшенной на Хиросиму, но куда меньше чудовищных 30 – 50 мегатонн, которые фигурируют в данных про Тунгусский метеорит. Подвело предыдущие поколения ученых неправильное понимание механизма взрыва метеорита. Энергия не распространялась во все стороны равномерно, как во время взрыва ядерной бомбы, а была направлена на землю по направлению движения космического тела.

“Тунгусский метеорит исчез бесследно”

Кратер от Тунгусского метеорита так и не нашли, что дало повод множеству спекуляций на эту тему. Однако должен ли быть кратер вообще? Выше мы не даром назвали Челябинский метеорит младшим братом Тунгусского — он тоже взорвался в воздухе, а его главную часть весом в несколько сотен килограмм сумели найти на дне озера лишь благодаря множественным видеозаписям. Это случилось из-за его неплотного, рыхлого состава — он был либо “кучей щебня”, астероидом составленным из пили и отдельных частей, либо же часть его Потеряв большую часть массы и энергии в воздушной вспышке, Тунгусский метеорит мог не оставить большой воронки, а за 13 лет, разделяющие дату падения и первой экспедиции, эта воронка могла сама превратиться в озеро.

Озеро Чеко — гипотетический кратер Тунгусского метеорита

В 2007 году ученые с Болонского университета сумели найти кратер Тунгусского метеорита — им, теоретически, является озеро Чеко, лежащее в 7-8 километрах от места взрыва. Оно обладает правильной эллипсоидной формой, направленной в сторону вываленного метеоритом леса, конической формой, свойственной ударным кратерам, его возраст равен давности падения метеорита, а магнитные исследования показывают наличие плотного объекта на дне. Изучение озера ведется до сих пор, и, возможно, вскоре в выставочных залах появится и сам Тунгусский метеорит, виновник всего переполоха.

Леонид Кулик, к слову, искал такие озера, но возле самого места падения. Однако науке тогда были неизвестны описания взрывов метеоритов в воздухе — остатки Челябинского метеорита отлетели достаточно далеко от места взрыва. Осушив одно из “перспективных” озер, ученый нашел на его дне… пенек от дерева. Этот казус породил шуточное описание Тунгусского метеорита как “продолговатого цилиндрического объекта в виде бревна, сделанного из особого сорта космической древесины”. Позже нашлись любители сенсаций, которые восприняли эту историю всерьез.

“Тунгусский метеорит создал Тесла”

Многие псевдонаучные теории о Тунгусском метеорите взяли начало из шуток или неправильно истрактованных высказываний. Именно так в метеоритную историю оказался вовлечен Никола Тесла. В 1908 году он пообещал осветить путь в Антарктике Роберту Пири — одному из двух человек, которому приписывается первенство в достижении Полярного Полюса.

Никола Тесла в своей лаборатории

Логично предположить, что Тесла, как основоположник современной электрической сети переменного тока, имел в виду какой-то более практический метод, нежели создание взрыва в значительном отдалении от пути Роберта Пири в Сибири, карты которой он якобы запрашивал. В то же время, сам Тесла утверждал, что передавать энергию на большие расстояния можно лишь с помощью волн эфира. Однако отсутствие эфира как среды взаимодействия электромагнитных волн было доказано уже после смерти великого изобретателя.

Это не единственная выдумка о Тунгусском метеорите, что сегодня выдают за правду. Есть люди, которые верят в версию о “корабле пришельцев, движущемся обратно во времени” — только она была впервые введена в юмористическом романе братьев Стругацких “Понедельник начинается в субботу”. А участники экспедиций Кулика, искусанные таежной мошкой, писали о миллиардах комаров, которые сбились в один большой шар, и их тепло породило выплеск энергии мощностью в мегатонны. Слава богу, эта теория не попалась в руки желтой прессы.

“Место взрыва Тунгусского метеорита — аномальное место”

Место взрыва Тунгусского метеорита сегодня

Сперва так считали потому, что не нашли ни кратера, ни метеорита — однако это объясняется тем, что он взорвался полностью в воздухе, а его осколки имели куда меньшую энергию, и потому потерялись в необъятной тайге. Но всегда находятся “несостыковки”, позволяющие праздно фантазировать вокруг Тунгусского метеорита. Их мы сейчас и разберем.

• Самое главное “доказательство” сверхъестественности Тунгусского метеорита — это то, что летом 1908 года, якобы перед падением космического тела, по Европе и Азии появлялись серебристые облака, свечения и белые ночи. Да, можно было бы сказать, что в любого метеорита с малой плотностью или кометы есть пылевой шлейф, который входит в атмосферу раньше самого тела. Однако изучение научных докладов об атмосферных аномалиях летом 1908 года показало, что все эти феномены появились в начале июля — то есть уже после падения метеорита. Вот оно, последствие слепого доверия заголовкам.
  • Еще отмечают то, что в центре взрыва метеорита остались стоять деревья без веток и листвы, подобно столбам. Это, впрочем, типично для любых мощных атмосферных взрывов — уцелевшие дома и пагоды остались и в Хиросиме и Нагасаки, причем в самом эпицентре взрыва. Движение метеорита и его разрушение в атмосфере повалило деревья в форме бабочки, что тоже сначала вызывало недоумение. Однако уже пресловутый Челябинский метеорит оставил такой же след; кратеры-бабочки есть даже на Марсе. Эти загадки сумели раскрыть только во второй половине XX века, когда в мире появилось ядерное оружие.
Этот дом находился за 260 метров от эпицентра взрыва в Хиросиме

Этот дом находился за 260 метров от эпицентра взрыва в Хиросиме. От домов подальше не осталось и стен.

• Последний феномен — это усиление роста деревьев на месте поваленного взрывом леса, что характерно больше электромагнитным и радиационным, нежели тепловым всплескам. Сильный взрыв метеорита однозначно происходил сразу в нескольких измерениях, да и то, что деревья стали быстро расти на открытой солнцу плодородной почве, ничуть не удивляет. Само тепловое облучение и травмирование деревьев тоже влияет на рост — как на месте ран на коже вырастают шрамы. Могли ускорить развитие растений и метеоритные добавки: в древесине нашли немало железных и силикатных шариков, осколков от взрыва.

Таким образом, в падении Тунгусского метеорита удивительна лишь сила природы и уникальность явления, но никак не сверхъестественный подтекст. Наука развивается и проникает в жизни людей — и пользуясь спутниковым телевидением, спутниковой навигацией и рассматривая снимки глубокого космоса, они уже не верят в небесную твердь, и не принимают космонавтов в белых скафандрах на МКС за ангелов. А в будущем нас ждет куда более удивительные вещи, чем падение метеоритов — те же нетронутые человеком равнины Марса.

Просмотров записи: 20542