Как найти галактику Андромеды на небе

Галактика АндромедыНе смотря на гигантское расстояния до галактики Андромеды (составляющее 2,54 млн св. лет) она всё же имеет видимую звёздную величину 3,44 и линейный размер 3,167×1° на звёздном небе, что позволяет наблюдать её невооружённым глазом на небе как немного продолговатое пятнышко. Это достигается тем что Андромеда содержит около триллиона звёзд (превосходя тем самым размеры Млечного пути по крайней мере в 2,5 раза и являясь крупнейшей галактикой Местной группы). Однако не смотря на огромное число звёзд в ней, она всё ещё уступает по своей яркости примерно 150 звёздам в обоих полушариях звёздного неба.

Наблюдение

Галактика Андромеды находится в одноимённом созвездии, но её поиск лучше всего начинать от более легко находимой Полярной звезды и двигаться через созвездия Кассиопеи или Пегаса.

Расположение галактики Андромеды на небе

Созвездие Пегаса: в данном случае на продолжении созвездия Пегаса нам необходимо будет найти Альферац (ярчайшую звезду созвездия Андромеды) от которой необходимо двигаться к Мираху, от которого мы поворачиваем на 90° и ищем две другие яркие звезды этого созвездия. Чуть далее второй из этих звёзд будет находиться Андромеда.

Созвездие Кассиопеи: другой способ нахождения Андромеды также начинается от Полярной звезды, но в данном случае нам следует найти созвездие Кассиопеи, выглядящее на небе как буква M или W в зависимости от текущего его положения. На продолжении линии Полярная звезда-Шедар (2-й звезды справа этого созвездия) чуть далее половины дистанции между ними будет находиться галактика Андромеды.

Галактика Андромеды в различных диапазонах электромагнитного спектра

История наблюдений

Так как эта галактика видна невооружённым глазом, первые упоминания о ней датируются 946 годом н.э. Но до появления современных многометровых телескопов различить отдельные звёзды в ней было невозможно, так что истинная природа этого объекта скрывалась от наблюдателей под личиной маленькой туманности в нашей галактике. Первые признаки её внегалактического происхождения были получены посредством спектрального анализа, сделанного в 1912 году (оказалось, что она движется в нашу сторону со скоростью в 300 км/с) и зарегистрированного в 1917 году взрыва сверхновой (который дал первое приближённое значение дистанции до неё – 500 тыс. св. лет). Однако окончательную точку в спорах учёных удалось поставить только Эдвину Хабблу.

Снимок телескопа "Хаббл" галактики Андромеды

Снимок телескопа «Хаббл» галактики Андромеды

Крупнейшие современные телескопы оказываются уже в состоянии различать отдельные звёзды в этой галактике: так в начале 2015 года была опубликована фотография, покрывающая 61 тыс. св. лет Андромеды, на которой можно различить более 100 млн звёзд. Для составления этой фотографии телескопу «Хаббл» потребовалось сделать 7398 отдельных снимков, из которых в дальнейшем была составлена эта мозаика.