Спутник Сатурна Тефия

Цветное изображение спутника Сатурна - ТетисаТефия – спутник Сатурна, который входит в блестящую коллекцию его ледяных лун.

Открытие спутника и выбор имени

Тефия (его еще называют Тетис) была обнаружена в марте 1684 года итальянским астрономом Джованни Кассини. Ее вместе с другими, найденными спутниками Сатурна, он назвал «звездой Людовика». Ученые до 1847 года обозначали эту луну Saturn III. Название Тефия – имя одной из сестер Кроноса – предложил Дж. Гершель.

Характеристики

Шикарная фотография Тетиса, спутника Сатурна, полученная зондом Кассини. Автор обработки снимка Val Klavans

Диаметр сателлита 1060 км. Низкая плотность луны, равняющаяся 1 г/см3, характеризует Тефию, как спутник, состоящий из водяного льда, с небольшим количеством темного вещества. У нее нет ядра или оно имеет не более 6% общей массы.

Поверхность спутника необычайно светлая и имеет значительную отражающую способность, яркость луны – 10,2. Оборот по орбите она совершает за 1,88 земных суток. Температура на ее поверхности -187 градусов.

Рельеф

Небольшая удаленность от Сатурна и действие его гравитационных сил защитили Тефию от падения большого количества обломков, но и она подверглась бомбардировке. Самый значительный удар оставил после себя на поверхности луны кратер Одиссей, имеющий диаметр 450 км, а глубину 5 км. Рельеф его довольно плоский, без опоясывающего хребта, что связывают с древним возрастом катастрофы, когда спутник был в расплавленном состоянии. В период застывания жидких слоев образовался колоссальный каньон Итака. Разлом простирается с севера на юг, а его длина достигает 2000 км. Астрономы рассматривают две версии возникновения трещины: последствие падения космического тела, образовавшего кратер Одиссей или застывание внутреннего океана. Поверхность спутника полна холмов и небольших каньонов. Среди кратерированных областей в западной части замечены плоские равнины, образованные разливом из недр луны.

Взаимодействие с кольцами

Сатурн, Тефия, кольца и тени

Спутники Сатурна создают условия для удержания колец. Периоды их вращения представляют кратные величины, что позволяет создать мощную суммарную гравитацию, которая вместе с тяготением планеты способна удерживать систему частиц пыли и льда. Тефия вращается в разреженном кольце E.

Орбитальный резонанс

Тефия делит орбиту с двумя малыми спутниками-троянцами. Калипсо, имеющая неправильную форму, расположилась в точке Лагранжа L5, позади основной луны. Телесто летит впереди Тефии на расстоянии в 60 градусов и находится в точке L4. Период обращения коорбитальных спутников одинаков.

3D карта Тефии

Исследования

Тетис

Чтобы создать эту композицию в ложном цвете, необходимо было объединить ультрафиолетовые, зеленые и инфракрасные изображения в одну фотографию.

Первые снимки Тефии сделаны аппаратом «Пионер – 11» в 1979 году. Наибольшее количество качественных фотографий дал «Вояджер – 2», облетевший спутник на 270 градусов. Каньон Итака – первое, что было замечено на поверхности. Наибольший вклад в изучение луны внес «Кассини», совершивший несколько сближений с Тефией. Были проведены радиолокационные наблюдения, изучена поверхность и составлены карты.

Названия для геологических разломов и кратеров были взяты из поэмы Гомера «Одиссей».