Спутник Марса — Фобос

ФобосБлижайший спутник Марса — Фобос имеет размеры 27 × 22 × 18 км (средний диаметр – 22,2 км) и слишком мал, чтобы иметь круглую форму.

Физические характеристики

Снимок спутника Марса Фобоса

Снимок спутника Марса Фобоса, полученный Mars Express с расстояния 93 километра, 23 июля 2008 года.

Расстояние от Марса до Фобоса составляет 9,377 км. Первая космическая скорость на Фобосе составляет всего 7 м/с. Его площадь чуть меньше площади города с населением, примерно, 1 млн. человек. Фобос не имеет атмосферы, так как гравитация из-за малой массы весьма низка. Он один из наименее отражающих свет тел в Солнечной системе.

Поверхность спутника Марса Фобоса

Поверхность спутника Марса — Фобоса с расстояния 500 км. Съемка с космического аппарата ESA Mars Express

Спектроскопически он похож на астероиды D-типа, а химический состав спутников, аналогичен углеродистым хондритам. Плотность слишком низка, для того, чтобы он был монолитным телом, он имеет значительную пористость. Эти данные позволили предположить, что Фобос может содержать значительные запасы льда.

Монолиты Фобоса

Монолиты Фобоса — крупные скальные образования на поверхности ближайшего спутника Марса.

Спектральные наблюдения показывают, что реголит — поверхностный слой, не содержит воды, но не исключено ее наличие под ним. Температура на поверхности составляет 233 градусов по Кельвину. Цвет спутника — серый, что видно на фотографиях, сделанных разными аппаратами.

Поверхность

Поверхность спутника Марса - Фобоса

Поверхность спутника Марса — Фобоса

Фобос — спутник Марса сильно покрыт кратерами. Самый большой кратер — Стикни, назван в честь жены Асафа Холла. Как и у Мимаса — спутника Сатурна с огромным кратером Гершель, удар который создал кратер Стикни должен был почти полностью разрушить Фобос. От кратера идут различные канавки и полосы, которые являются следом от разлетающегося в результате удара материала. Борозды на поверхности имеют менее 30 метров глубины и размером от 100 до 200 метров в ширину, а их протяженность иногда доходит до 20 километров (12 миль) в длину.

9 января 2011 года Mars Express пролетел от Фобоса на расстоянии всего 111 километров

Слабые пыльные кольца, которые могут быть образованны Фобосом и Деймосом давно предсказывали, но попытки их найти на сегодняшний день не удались. Последние изображения показывают, что Фобос покрыт слоем мелкозернистого реголита не менее 100 метровой толщиной, который был создан в результате соударения с другими телами, но не понятно, как материал удержался на поверхности тела, которое практически не имеет силы тяжести.

Название кратеров

Одна из лучший фотографий

Одна из лучший фотографий, цвета усиленны для контрастности

Геологические особенности на поверхности Фобоса были названы в честь астрономов, изучавших его и людей, и мест из произведения Джонатана Свифта Путешествие Гулливера.

Кратер Названный в честь
Стикни Ангелина Стикни, жена Асафа Холла
Тодд Дэвид Пек Тодд, астроном
Уэнделл Оливер Уэнделл, астроном

Орбитальные характеристики

Изменение освещения Фобоса в процессе его движения по небосводу

На данный момент, Фобос описан как наиболее изученный естественный спутник в Солнечной системе, после Луны.

Его близкая орбита вокруг своей родительской планеты производит некоторые необычные орбитальные эффекты.

Находясь на высоте 9377 километров от поверхности, Фобос вращается вокруг Марса ниже радиуса синхронной орбиты, это означает, что он движется вокруг Марса быстрее, чем сама планета вращается вокруг своей оси.

Транзит Фобоса по диску Марса (точка справа вверху). Вид с высоты 66,275 км. Снято индийским зондом MOM

Таким образом, с точки зрения наблюдателя на поверхности она поднимается на Западе и движется сравнительно быстро по небу (около 4 ч 15 мин) заходя на востоке, примерно два раза каждый марсианский день (или каждые 11 ч 6 мин). Так как он вращается сравнительно близко к поверхности, он не виден над горизонтом на широтах, превышающих 70,4 градуса. Его орбита настолько низка, что его угловой диаметр, заметно меняется, в зависимости от его положения на небе.

Угловые размеры

Заходящий Фобос в вечернем небе Марса

Заходящий Фобос в вечернем небе Марса. Справа — гора Шарпа

Фобос, заходящий за диск Марса

Фобос, заходящий за диск Марса во время пролета Розетты в 2007 году.

Угловой диаметр на горизонте, составляет около 0,14 градусов, в зените около 0,20, что примерно одна треть от размера полной Луны. Для сравнения, Солнце имеет угловой размер около 0,35 градусов в марсианском небе.

С поверхности самого Фобоса, планета Марс в 6400 раз больше, и 2500 раз ярче, чем полная Луна в небе Земли. Для системы Марс – Фобос, точка Лагранжа L1 находится на расстоянии 2,5 км над кратером Стикни, что очень близко к поверхности.

Солнечные транзиты

Прохождение Фобоса через центр солнечного диска

Наблюдатель, находящийся на поверхности Марса, в состоянии наблюдать Фобос, который совершает регулярные транзиты по диску Солнца. Некоторые из этих транзитов были сфотографированы Марсоходом Opportunity. Во время транзитов, тень Фобоса движется по поверхности Марса, это событие было заснято несколькими космическими аппаратами. Фобос не настолько большой, чтобы полностью покрыть диск Солнца, и поэтому не может создавать полное затмение как Луна на Земле.

Прогнозируемое разрушение

Тень луны на Марсе

Приливные силы Марса постепенно уменьшают радиус орбиты Фобоса. Ученые, наблюдающие за орбитой Фобоса, пришли к выводу, что Фобос приближается к Марсу и будет разрушен планетой менее чем через 30-50 миллионов лет. С учетом неправильной формы и при условии, что спутник не цельный кусок камня, а походит на груду щебня, он, в конечном итоге, развалится, если Фобос приблизится к Марсу ближе чем на 2,1 радиуса планеты.

Исследования

Фобос, скрывающийся в тени Марса

Спутники Марса исследовали довольно успешно сразу несколько космических аппаратов. Первым из них был зонд Mariner-9 в 1971 году, затем Викинг-1 в 1977 году, после черед настал более “продвинутым” космическим аппаратам — Mars Global Surveyor в 1998 и 2003 годах, Mars Express в 2004, 2008 и 2010 годах и Mars Reconnaissance Orbiter в 2007 и 2008 годах.

Анимация вращения, оставленная из снимков, переданных аппаратом Mars Express. Цвета максимально приближены к естественным

25 августа 2005 г. марсоход Спирит, сделал несколько фотографий с короткими экспозициями ночного неба. Фобос и Деймос были очень хорошо видны на этих фотографиях. Межпланетные станции к Фобосу также отправляли в Советском союзе это Фобос-1 и Фобос-2 в июле 1988 года.

Фобос над Марсом

Первый был потерян на пути к Марсу, а второй передал небольшое количество данных и изображений, и связь с ним была потеряна, прежде чем он начал свое подробное изучение поверхности луны, в том числе высадку спускаемого аппарата.

Неудачная миссия к спутнику

Последовательные снимки Европейского космического аппарата Mars Express, показывающие прохождение спутника Марса Фобоса, перед Юпитером.

Последовательные снимки Европейского космического аппарата Mars Express, показывающие прохождение спутника Марса — Фобоса, перед Юпитером.

Космическое агентство России — Роскосмос, в ноябре 2011 года запустило зонд под названием Фобос-Грунт, который предусматривал возвращение капсулы с образцами породы спутника. Однако после выхода на нерасчетную орбиту Земли, Фобос-Грунт не смог отправиться к Марсу. Попытки восстановить связь с зондом и исправить положение не увенчались успехом, и он упал на Землю в январе 2012 года.