Самые большие кратеры на Земле

Самые большие кратеры на ЗемлеМеркурий, Плутон, Луна, Титан, другие спутники и астероиды Солнечной системы — все они пестрят кратерами, следами больших и не очень столкновений с метеоритами и кометами. Нашу Землю хорошо защищает атмосфера, в которой большинство космических вторженцев сгорает ещё до поверхности — но крупные и быстрые прорываются, оставляя неизгладимые следы. Сегодня мы рассмотрим самые большие кратеры на Земле и восстановим те метеориты, которые сумели их вырыть.

Пятиминутка теории

Прежде чем мы выясним, где находится самый большой кратер на Земле, нам надо разобраться в механизме их возникновения. Ведь с момента падения больших метеоритов прошли сотни лет, и многие кратеры открывают только сейчас по круглым очертаниям ландшафта со спутников или анализируя состав минералов на месте падения. Искать кратеры помогают также народные сказания — например, история кратера Вульф-Крик в Австралии оставалась в памяти аборигенов, хотя с момента падения прошли тысячи лет.

Механизм образования кратера

Главный момент — кратеры в сотни раз больше метеоритов, оставивших их. Все дело в том, что падение космического тела на громадной скорости высвобождает колоссальную энергию — самые массивные, плотные и быстрые метеориты, падавшие на Землю, в сотни раз мощнее самой сильной ядерной бомбы. Ударная волна создает давление в миллионы атмосфер, а температура в эпицентре контакта выше чем на поверхности Солнца — 15.000° С! От такого накала породы моментально испаряются и превращаются в плазму, которая взрывается и разносит остатки метеорита и разрушенных пород на сотни километров.

В горячей кузнице кратера расплавленные скалы ведут себя как жидкости — в центре удара образуется небольшая горка (вроде той, которая поднимается на воде во время падения капли), и даже если метеорит ударил под острым углом, очертание кратера будет неизменно круглым. А давление порождает особые породы — импактиты (от англ. “impact” — отпечаток, удар). Они очень плотные, содержат в себе метеоритное железо, иридий и золото, и часто принимают кристаллические и стеклянные формы. Африканские импактные алмазы, которые могут разрезать обычные бриллианты, тоже являются плодом гигантского метеоритного удара.

Импактные породы

По этим следам ученые и ищут кратеры. И когда некоторые видны и не специалисту, то другие становятся сенсациями — люди веками живут в чашах кратеров и не догадываются об этом!

Кратер Акраман

Шестой в мире по размеру кратер спрятался на юге Австралии — образовавшись 590 миллионов лет назад, он раскинулся на 45 километров в стороны. Во времена падения месиность была мелким, теплым морем, населенным примитивными моллюсками и членистоногими — удар метеорита раскидал их останки с осадочными породами на сотни километров вокруг. Годы сгладили очертания кратера, но его хорошо видно на спутниковых снимках.

Сейчас Аркаман выглядит не так грозно, как его меньшие братья, да значительную его часть занимает одноименное сезонное озеро, которое пересыхает в жару. Но 590 миллионов лет назад падение метеорита потрясло всю планету. Диаметр космического путешественника составлял 4 км, и состоял он с хондрита — метеоритного родственника земного гранита. Ударившись оземь со скоростью 25 км/сек, Аркаманский метеорит взорвался с силой в 5200 гигатонн, что сопоставимо разве со всем ядерным арсеналом мира. Гром громкостью в 110дБ, причиняющий боль в ушах и повреждающий слух, донесся даже за 300 километров от места падения, а шквал ветра силой в 357 м/с мог бы сдуть даже небоскребы!

Кратер Маникуаган

Кратер Маникуаган в провинции Квебек Канады — один из наиболее четких и красивых кратеров-гигантов на планете. Расстояние от его центров до внешних краев составляет 50 километров, а внутри чаши кратера разлилось кольцевое озеро Маникуаган, окружающее центральный остров. Астероид, создавший кратер, был 5 километров в обхвате, и влетел в доисторическую Канаду 215 миллионов лет назад, во времена Триасового периода. Так как мощность удара Маникуаганского метеорита равнялась 7 тератоннам, его долго рассматривали как причину массового вымирания животных того периода.

А еще у кратера Маникуагана есть братья по всей Земле — астрономы считают, что в тот год прошел целый метеоритный дождь. Возможными “одногодками” являются Оболонский кратер в Украине, Ред Винг в Северной Дакоте и кратер Святого Мартина — в канадской Матобе. Они цепочкой идут друг за другом по планете — возможно, их породил один и тот же громадный астероид, расколовшийся на части, или целая их стая. Однако выяснить это достоверно пока невозможно.

Кратер Маникуаган

Кратер Попигай

Попигайский кратер — это самый большой след удара метеорита на территории современной России, расположенный на севере Сибири. Его диаметр составляет около 100 километров, и в нем даже живут люди — поселок Попигай, с населением около 340 человек, расположен в 30 километрах от центра кратера. Оставил такой большой отпечаток 8-километровый хондритный метеорит, упавший на территорию Евразии 37 миллионов лет назад.

Удар астероида придал кратеру особую ценность — залежи графита под поверхностью превратились в импактные алмазы в радиусе 13,6 километра от места падения. Они очень мелкие — до 1 см диаметром — и потому не пригодны в ювелирном деле. Но их необычная прочность весьма полезна в промышленности и науке, поскольку “метеоритные” алмазы прочнее даже самых крепких синтетических. А еще в Попигая, как и в Маникуаганского кратера, тоже есть родственники, следы от метеоритной бомбардировки. Считается, что эти метеориты привели к глобальному похолоданию, благодаря которому стали доминировать крупные и сложные млекопитающие — предки современных собак, львов, слонов и лошадей.

Кратер Попигай

Кратер Чиксулуб

Кратер Чиксулуб, находящийся на северо-западе Южной Америки, имеет зловещее название — “демон клещей” в переводе с языка майя. И хотя кратер называется так из-за паразитов, которые издревле кишат в прибрежных лесах, это имя сполна отражает его историю. Считается, что именно Чиксулубский метеорит привел к массовому вымиранию динозавров 66 миллионов лет назад.

След от удара впечатляет — диаметр кратера 180 километров, он распространяется на сушу и море, а максимальная глубина достигает 20 километров! Сила взрыва метеорита составила 100 тысяч мегатонн; “Царь-Бомба”, самый мощный термоядерный заряд в мире, способен дать всего десятую часть процента всей энергии Чиксулубского метеорита. От такого удара на обратной стороне Земли поднялись фонтаны лавы, 200 тысяч кубических километров горной породы было выброшено в воздух, а леса воспылали от раскаленного ветра.

Землетрясения, цунами, извержения вулканов — последствия удара, создавшего Чиксулубский кратер, надолго изменили климат Земли. К слову, метеорит, который все это натворил, принадлежит к семейству астероидов Баптистины. Эта группа часто пересекает орбиту нашей планеты — среди других следов семейства отмечают кратер Тихо на Луне. Это все, разумеется, лишь теории: точно обвинить астероиды в гибели динозавров можно лишь тогда, когда космический аппараты привезут пробы их грунта.

Кратер Чиксулуб в представлении художника

Интересный факт — кратерная природа круглого бассейна Чиксулуба была обнаружена не в научных исследованиях. Симметрические кольца на континенте и океаническом дне, равно как импактные уплотнения, заметили нефтеискатели.

Кратер Садбери

Канаде определенно повезло на кратеры — Садбери, второй по величине кратер в мире с обхватом 250 километров, находится в канадской провинции Онтарио. Падение произошло еще Палеопротеозойскую эру, 1,849 миллиарда лет назад — с тех пор очертания кратера сгладились, и он стал напоминать громадную долину длиной в 62 километра, 30 км шириной и 15 километров вглубь. Вырыл такую воронку достойный астероид — по современным оценкам, его радиус составлял 7,5 километров.

Удар метеорита Садбери пробил земную кору до самой мантии, а большие куски скал находили в радиусе 800 километров — всего обломки рассеялись на площади 1600000 км2. Но этот большой взрыв обогатил Канаду. Сотни миллионов лет назад воронку кратера заполнила магма, богатая на такие тяжелые элементы как золото, никель, медь, палладий и платину — и теперь бассейн Садбери принадлежит к крупнейшим горнодобывающим районам мира. А богатый минеральный состав почвы стимулирует рост растений; достичь сельскохозяйственных высот мешает только холодный климат.

Кратер Садбери и остаточное озеро (сверху справа)

Кратер Вредефорт

Самый большой кратер на Земле — это кратер Вредефорт в Южно-Африканской Республике. Его диаметр достигает 300 километров, а размер метеорита, создавшего кратер, оценивается под 20 км. Это не только самый крупный, но и второй по возрасту кратер — взрыв метеорита произошел 2,023 миллиарда лет назад. Старше только кратер Суавъярви на территории России, возрастом в 2,3 миллиарда лет.

Кратер Вредефорт настолько большой, что в нем могут вместиться несколько карликовых европейских стран. В нем есть несколько концентрических колец, которые остаются только от исключительно сильных столкновений, и редко сохраняются на Земле из-за движения тектонических плит и эрозии. Удачное месторасположение помогло Вредефорту сохраниться — особенно хорошо видна центральная впадина от удара. Как и в других метеоритных кратерах, там можно найти ценные ископаемые, в частности золото. Однако пока что в кратере преобладают фермеры — центром общины выступает городок Вредефорт, притулившийся к центру кратера.

Кратер Вредефорт

Теоретически, существуют кратеры и побольше — под льдами Антарктиды прячется 540-километровая воронка от удара астероида; Карибское море и многие другие водные объекты могли также быть созданы метеоритами. Однако точно это станет известно лишь в будущем, с разработкой новых технологий сканирования глубин почвы и погружений под воду — в большинстве своем, именно шахтеры и нефтяники открывали кратеры древности. Так что будем следить и за добытчиками, и за учеными.