Энцелад – спутник Сатурна

Энцелад в искусственных цветахЭнцелад – спутник Сатурна, который является самой яркой луной в нашей звездной системе и дразнящей воображение ученых возможностью наличия жизненных форм.

Спутник Сатурна Энцелад

В 1789 году астроном Уильям Гершель изготовил телескоп с зеркалами диаметром в 1,2 метра – это был самый большой прибор для своего времени. С помощью прямых наблюдений сэр Гершель и открыл Энцелад. Близость к Сатурну, затмевающему спутник, затрудняла открытие, но удачно выбранный момент равноденствия на планете, когда Земля пересекала плоскость колец гиганта, помог заметить маленький яркий небесный объект. В течение 56 лет спутник был безымянным, он имел только порядковый номер. После предложения Джона Гершеля назвать луны Сатурна именами титанов, появился Энцелад. Это имя носил гигант, убитый Афиной после победы олимпийских богов.

3D карта Энцелада

Основные характеристики

Снимок сделан с расстояния 102 000 километров от Энцелада

Диаметр спутника довольно мал – 504 км. Его поверхность более гладкая, чем удаленных лун, она имеет немногочисленные кратеры, сгруппированные в отдельных областях. Остальная часть изрезана извилистыми трещинами, разломами и складками. Солнечный свет на 98% отражается от поверхности Энцелада, что делает его очень светлым и ярким небесным телом. По причине того, что спутник не поглощает энергию света, он имеет низкую температуру – до -241 градуса. Это касается не всей поверхности, есть здесь и более теплые области, такие как южный полюс, где отмечается -128 градусов Цельсия.

Гейзеры Энцелада

Галерея снимков гейзеров

Спутник Сатурна Энцелад
Энцелад на длинной выдержке
Ледяные струи Энцелада
Энцелад на фоне колец Сатурна
Гейзеры на Энцеладе
Трещина в коре
Бьющие ледяные струи с поверхности
Гейзеры подсвеченные Солнцем

Данные миссии «Кассини» сообщили об активном извержении фонтанов водяного пара с частицами льда в окружающую спутник атмосферу. Эти выбросы достигают нескольких сотен километров и даже становятся частью кольца E, в котором вращается Энцелад. Гейзеры бьют из разломов на южном полюсе, названных «тигровыми полосами». Они объясняют наличие атмосферы у спутника. Гравитационные силы Сатурна открывают и запирают трещины по мере приближения и удаления луны, действуя, как прилив. В струях пара были найдены органические соединения и растворенные соли. Это дает почву для предположений, что слой льда скрывает под собой океан.

Возможна ли жизнь на спутнике?

Модель холодных гейзеров Энцелада

Маленький сателлит приковал к себе внимание современных ученых – на нем были найдены условия для возникновения жизненных форм. Молодой возраст поверхности и разломов, вместе с геологической активностью Энцелада, стали неожиданностью для астрономов. Уникальные сведения, переданные в 2004 году с аппарата «Кассини», подтвердили наличие всех составляющих для возникновения жизни: углерод, жидкая вода, источник энергии, органика и азот. Это редкое сочетание в Солнечной системе заставляет верить в возможность появления жизненных форм под ледяной толщей спутника.