Звезда Арктур

Арктур, автор снимка F. EspenakНа небе много красивых звезд, и одной из них является звезда Арктур. У этой звезды немало достоинств, которые должным образом могут оценить только люди, не на шутку увлекающиеся астрономией или профессионально занимающиеся этой наукой.

Что же такого удивительного в Арктуре

Сравнение размеров Антареса, Арктура, Солнца и орбиты Марса

Звезда Арктур является ярчайшей звездой северного полушария, а в списке ярчайших звезд ночного неба она занимает почетное четвертое место. Если сравнивать яркость свечения Арктура со свечением Солнца, то звезда Арктур будет ярче нашего светила в 110 раз. Если же сравнивать свечение Арктура и Солнца по болометрической шкале (во всем диапазоне волн с учетом инфракрасного излучения), то Арктур будет ярче Солнца примерно в 180 раз, и свечение его будет гораздо интенсивнее солнечного.

Чрезвычайная яркость Арктура является важным, но не главным достоинством этого небесного тела. Помимо яркости, к достоинствам Арктура астрономы относят большое собственное движение этой звезды, а также ее внегалактическое происхождение.

Что касается физических параметров звезды, то они весьма внушительны. Арктур имеет небольшую массу, которая примерно равна массе нашего Солнца, однако его радиус превышает радиус Солнца примерно в 27 раз. Это говорит о чрезвычайной легкости данной звезды, вызванной низким процентом содержания в ней тяжелых металлов.

Собственное движение Арктура

Оптическое изображение Арктура

Для начала давайте разберемся, что это вообще такое «собственное движение звезды». Собственное движение звезды – это способность небесного тела перемещаться в системе координат космической сферы за единицу времени. Проще говоря, это способность звезды изменять свое положение на ночном небе.

У звезды Арктур собственное движение в координатах небесной сферы очень огромно. Угловое расстояние длинной 30′ Арктур проходит всего за восемьсот лет, что является значительным показателем в космических масштабах. Впервые движение Арктура обнаружил и наблюдал в 1917 году великий английский математик и астроном Эдмонд Галлей.

Среди наблюдаемых звезд ночного неба, Арктур имеет самую большую скорость собственного движения (122 км/с), уступая в этом плане, разве что, звезде Альфа Центавра.

Необходимо заметить, что звезда Арктур является наиболее известной звездой, которая входит в знаменитый астеризм – поток Арктура, который насчитывает свыше пятидесяти звезд, связанных общим собственным движением.

Поток Арктура

Созвездие Волопас

Наблюдая за главной звездой созвездия Волопаса – звездой Арктур, астрономы обнаружили, что данное космическое тело перемещается на небесной сфере не самостоятельно. Его сопровождает своеобразная «свита», состоящая из других, более мелких звезд, которых насчитывается свыше 50 штук. Ученые заметили, что величина и направление собственного движения у этих звезд примерно одинакова, поэтому решили объединить их в один астеризм, который назвали Потоком Арктура.

Поток Арктура, кроме своего основного небесного тела – звезды Арктур, насчитывает такие известные звезды, как Ню Девы, Альфа Лисички, 27 Рака и другие.

Ученые считают, что данные космические светила, в том числе и звезда Арктур, не имеют никакого отношения к галактике Млечный Путь и объединены внегалактическим происхождением.

Происхождение звезды Арктур

Сравнение размеров

Современные исследования звезды Арктур и анализ спектра ее свечения указывают на то, что данное небесное тело относится к числу старых звезд с низким содержанием тяжелых металлов.

Как правило, наша галактика – Млечный путь, не имеет звезд подобного состава, а значит, есть основания полагать, что Арктур родом из другой галактики.

Сравнение размеров Арктура и Солнца

На внегалактическое происхождение звезды Арктур указывает также тип и возраст этой звезды. Звезда Арктур относится к разряду оранжевых гигантов спектрального класса К. Возраст звезды насчитывает примерно 7,1 млрд. лет. Эти данные указывают на то, что названное небесное тело относится к числу звезд населения II, которые свойственны более древним галактическим образованиям.

Высокая скорость перемещения Арктура в космическом пространстве также заставляет ученых считать, что данная звезда сформировалась в другой галактике, которая впоследствии была поглощена Млечным путем. На этот факт указывает и существование Потока Арктура – числа звезд, объединенных собственным движением на небесной сфере.

Это перемещение, низкое содержание металлов и большой возраст заставляют космологов предполагать, что данные звезды образовались в древней карликовой галактике.

Происхождение названия

Созвездие Волопас, рисунок Яна Гевелия

Как и большинство звезд ночного неба, Арктур имеет несколько названий: Альфа Волопаса, α Boo, Хокулеа, Харис-ас-сама и другие. Но общепринятым наименованием этой звезды принято считать наименование «Арктур». Это имя происходит из древнегреческого языка и переводится примерно как «Страж Медведицы».

По древней легенде богиня Гера, разгневавшись на нимфу Каллисто за то, что она занималась любовью с ее мужем Зевсом, превратила ее в медведицу (созвездие «Большая Медведица»). Чтобы уберечь свою возлюбленную от дальнейших покушений ревнивой жены, Зевс отправил на небо Аркада (звезда Арктур) – их общего с Каллисто сына, для того чтобы тот оберегал свою мать. Вот и получилось, что звезда Арктур является своеобразным стражем, а проще говоря – спутником, созвездия Большая Медведица.

Список самых ярких звёзд