Звезда Арктур

Арктур, автор снимка F. EspenakНа небе много красивых звезд, и одной из них является звезда Арктур. У этой звезды немало достоинств, которые должным образом могут оценить только люди, не на шутку увлекающиеся астрономией или профессионально занимающиеся этой наукой.

Что же такого удивительного в Арктуре

Сравнение размеров Антареса, Арктура, Солнца и орбиты Марса

Звезда Арктур является ярчайшей звездой северного полушария, а в списке ярчайших звезд ночного неба она занимает почетное четвертое место. Если сравнивать яркость свечения Арктура со свечением Солнца, то звезда Арктур будет ярче нашего светила в 110 раз. Если же сравнивать свечение Арктура и Солнца по болометрической шкале (во всем диапазоне волн с учетом инфракрасного излучения), то Арктур будет ярче Солнца примерно в 180 раз, и свечение его будет гораздо интенсивнее солнечного.

Чрезвычайная яркость Арктура является важным, но не главным достоинством этого небесного тела. Помимо яркости, к достоинствам Арктура астрономы относят большое собственное движение этой звезды, а также ее внегалактическое происхождение.

Что касается физических параметров звезды, то они весьма внушительны. Арктур имеет небольшую массу, которая примерно равна массе нашего Солнца, однако его радиус превышает радиус Солнца примерно в 27 раз. Это говорит о чрезвычайной легкости данной звезды, вызванной низким процентом содержания в ней тяжелых металлов.

Собственное движение Арктура

Оптическое изображение Арктура

Для начала давайте разберемся, что это вообще такое «собственное движение звезды». Собственное движение звезды – это способность небесного тела перемещаться в системе координат космической сферы за единицу времени. Проще говоря, это способность звезды изменять свое положение на ночном небе.

У звезды Арктур собственное движение в координатах небесной сферы очень огромно. Угловое расстояние длинной 30′ Арктур проходит всего за восемьсот лет, что является значительным показателем в космических масштабах. Впервые движение Арктура обнаружил и наблюдал в 1917 году великий английский математик и астроном Эдмонд Галлей.

Среди наблюдаемых звезд ночного неба, Арктур имеет самую большую скорость собственного движения (122 км/с), уступая в этом плане, разве что, звезде Альфа Центавра.

Необходимо заметить, что звезда Арктур является наиболее известной звездой, которая входит в знаменитый астеризм – поток Арктура, который насчитывает свыше пятидесяти звезд, связанных общим собственным движением.

Поток Арктура

Созвездие Волопас

Наблюдая за главной звездой созвездия Волопаса – звездой Арктур, астрономы обнаружили, что данное космическое тело перемещается на небесной сфере не самостоятельно. Его сопровождает своеобразная «свита», состоящая из других, более мелких звезд, которых насчитывается свыше 50 штук. Ученые заметили, что величина и направление собственного движения у этих звезд примерно одинакова, поэтому решили объединить их в один астеризм, который назвали Потоком Арктура.

Поток Арктура, кроме своего основного небесного тела – звезды Арктур, насчитывает такие известные звезды, как Ню Девы, Альфа Лисички, 27 Рака и другие.

Ученые считают, что данные космические светила, в том числе и звезда Арктур, не имеют никакого отношения к галактике Млечный Путь и объединены внегалактическим происхождением.

Происхождение звезды Арктур

Сравнение размеров

Современные исследования звезды Арктур и анализ спектра ее свечения указывают на то, что данное небесное тело относится к числу старых звезд с низким содержанием тяжелых металлов.