Зодиакальный свет

Зодиакальный светЗодиакальный свет – единственная возможность увидеть мелкие крупицы космической пыли и обломки комет с Земли невооруженным глазом.

Зодиакальный свет – относительно редкое природное явление потрясающей красоты. Никто не знает точно, когда человек впервые увидел зодиакальный свет. Известно только одно: это одно из красивейших явлений на нашей планете.

Млечный Путь и зодиакальный свет

Млечный Путь и зодиакальный свет над Австралией: фото от Jonah Scott!

Зодиакальный свет представляет собой слабое свечение неба конусовидной формы, которое образуется вследствие того, что Солнце подсвечивает мелкие частицы пыли и другие космические объекты, которые находятся на уровне эклиптики.

Пояс астероидов

Эклиптика – это видимое движение Солнца, или, если говорить научной терминологией, эллипсоидное кольцо по которому движутся планеты Солнечной системы вокруг Солнца. Большинство объектов солнечной системы, включая Пояс Койпера, планеты и их луны, мелкие астероиды и космическую пыль лежат вдоль эклиптики. В определенные времена года заходящее или восходящее Солнце подсвечивает эти астрономические объекты, в результате чего мы можем наблюдать такое интересное явление, как зодиакальный свет.

Свое название — это астрономическое явление получило в результате того, что оно появляется на линии, по которой проходят все 12 созвездий Зодиака. Эта линия и есть эклиптикой. К сожалению, зодиакальное свечение видно далеко не во всех уголках мира и не во все времена года. О том, как, когда и где лучше всего наблюдать зодиакальное свечение мы побеседуем в следующем пункте нашей статьи.

Условия наблюдения

Выше мы уже упоминали о том, что наблюдать зодиакальный свет можно далеко не во всех уголках мира и не во все времена года. Например, увидеть зодиакальный свет в средних широтах России в декабре практически невозможно, чего не скажешь про февраль и март – периоды, когда его лучше всего здесь видно.

Зодиакальный свет, Млечный путь и телескопы VLT в обсерватории Паранал.

Если вы хотите увидеть зодиакальный свет, запомните главное правило: его лучше всего наблюдать в приэкваториальных широтах нашей планеты во время осеннего или весеннего равноденствия (периода, когда день равен ночи), а также в некоторое время до и после него. Если вы окажитесь в подобных условиях, у вас будет больше шансов увидеть это интересное природное явление, которое за свою жизнь видело не так уж много людей.

Если вы хотите увидеть зодиакальный свет, вы должны также помнить о том, что появляется он всего на некоторые мгновения перед астрономическими сумерками и после них. Чтобы увидеть зодиакальный свет на небе, вам для начала нужно будет найти планеты Марс и Венеру. Свет, который будет как бы исходить из них влево в виде неширокого конуса или треугольника – это и есть зодиакальное сияние.

Эффект противосияния

Во время наблюдения зодиакального света, немногим счастливчикам удается увидеть другое, не менее интересное астрономическое явление – эффект противосияния. Суть эффекта заключается в попадании слабого пучка солнечного света на межпланетную пыль. Оно расположено в области неба прямо противоположной Солнцу и вызывай живой интерес у всех, кому не безразлична астрономия.

Восход Венеры в зодиакальном свете. Автор Rudi Dobesberger.

Если увидеть зодиакальный свет для человека большая удача, то увидеть противосияние – просто огромная! Явление достаточно сложно разглядеть на ночном небе; для этого нужны определенные условия. Обычно противосияние можно наблюдать в форме пятна в экваториальных широтах Земли в дни близкие весеннему или осеннему равноденствию.

Интересные факты

1. Зодиакальный свет можно наблюдать только в период перед астрономическими сумерками и после них, то есть, ранним утром или поздним вечером.
  2. Известный музыкант, гитарист легендарной группы «Queen» Брайан Мэй, который по образованию является астрофизиком, посвятил свою кандидатскую диссертацию изучению проблем зодиакального свечения.
  3. Считается, что галактическая пыль, которую подсвечивает Солнце, вызывая эффект зодиакального света, состоит из обломков комет и астероидов.
  4. Человечество наблюдало зодиакальный свет еще в древние времена. К примеру, в египетских и иранских манускриптах встречается информация об этом явлении.
  5. Считается, что человека может видеть зодиакальный свет только за счет того, что хрусталик его глаза состоит из волокон, которые позволяют нам видеть рассеянный свет. Стоит посмотреть на зодиакальный свет через булавочное отверстие в бумаге, приставленное впритык к глазу, и он либо исчезнет полностью, либо станет гораздо менее заметен.