Созвездие Резец

Схема Созвездия Резец

Созвездие Резец располагается в Южном полушарии по соседству с созвездиями Золотой Рыбы и Голубя, Зайца и Живописца, Часов и Эридана.

Звездный инструмент гравёра

Созвездие Резец весьма скромно по размерам своей площади: Резец занимает лишь 125 квадратных градусов неба, что приближает его к концу списка небесных созвездий, позволяя разместиться лишь на 81 месте.

Созвездие Резец, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Резец, вид в программе планетарии Stellarium

Наблюдая данный небесный объект в ясную безлунную ночь нам под силу увидеть около одного десятка звезд. Большинство из них едва различимы невооруженным глазом, поскольку самая большая яркость для звезд данного созвездия равна 4 или 5. Что касается наблюдений созвездия Хамелеон на территории России, то частично его можно видеть в южных районах. Полностью оно доступно для обозрения лишь на крайнем юге – начиная с широт от +40 градусов. Для наиболее удачного наблюдения данного созвездия рекомендуется выбирать декабрь месяц.

Самые заметные звезды Резца

Альфа Резца

Фото Альфа Резца

К сожалению, в созвездии не так много интересных звездных объектов. Наиболее яркими, если их так можно назвать, являются звезды четвертой-пятой величин. Так, на первом месте по силе блеска обосновалась альфа Резца. Двойная звезда с видимой магнитудой, равной 4,44m, располагается на расстоянии 66 световых лет от нашей планеты. Альфа Резца является представительницей спектральной группы звезд, обозначаемой F2V.

Гамма Резца

Фото Гамма Резца

Еще одной яркой звездой является гамма Резца. Это парная звездная система, которая состоит из двух бинарных звезд. Первая часть – компонент Гамма-1 сам по себе двойное светило с видимым блеском 4,55m. Гамма-1 – это оранжевая звезда класса К2III, которая находится в 185 св. годах от нашей планеты. Вторая часть представляется компонентом Гамма-2, которая также является двойной звездой с видимой магнитудой 6,32m. Данная составляющая является переменным светилом по типу звезды Дельта Щита. Ее спектральный класс — F2IV/V. От Земли данная звезда находится на расстоянии свыше 330 св. лет.

Спиральная галактика Резца

Галактика NGC 1679

Фото Галактика NGC 1679

В Резце можно обнаружить несколько примечательных объектов далеких космических просторов. Например, наблюдателю однозначно будет интересна галактика спирального типа, обозначаемая как NGC 1679. Она имеет неправильную округлую форму и ее яркость — 12 звездных величин. Галактика была открыта в 1835 г. У. Гершелем. Рассмотреть галактику можно в телескоп большой апертуры (от 200 мм).

Эллиптическая галактика Резца

NGC 1570

Внимание наблюдателей заслуживает также галактика NGC 1570, которая имеет эллиптическую форму. Данный объект весьма слабый, поскольку обладает лишь двенадцатой звездной величиной (12,3m).

Эту галактику можно наблюдать только в серьезные телескопы. Ее обнаружение приписывается также Джону Гершелю и датируется 1836 годом.

Исторические сведения

Рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Впервые созвездие Резца появилось на звездных картах в 18 столетия. Родоначальником данного созвездия считается француз Н. Лакайль. Он внес Резец в свою карту звезд Юга под именем «острых гравировальных резцов». Это произошло в 1753 г. В 1756 году созвездие существовало также под названием «Инструмента гравера». При латинизации названия в 1763 г. оно было сокращено до «зубил скульптора», а затем и вовсе до «зубил».

Список созвездий зимнего неба