Созвездие Малый Пёс

Созвездие Малый ПёсВ экваториальной зоне небосвода располагается маленькое, но достаточно заметное созвездие Малый Пёс.

Альфа и бета Малого Пса имеют видимые величины, равные 0,38 и 2,89 соответственно. Эти две звезды наиболее сильно выделяются на этом участке неба. Кроме них, в состав созвездия входят 6 звезд ярче четвертой видимой величины, 20 – пятой и 41 – остальных, способных быть замеченными невооруженным глазом (меньше 6.5m). Значимых дальних объектов ярче 15 звездной величины в Малом Псе не зафиксировано.

Местонахождение

Созвездие Малый Пёс, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Малый Пёс, вид в программе планетарии Stellarium

Ближайшие соседи Малого Пса – Единорог, Рак, Близнецы и Гидра. Обнаружить его легко, благодаря Проциону – очень яркой звезде, являющейся одной из вершин астеризма, называемого Зимний Треугольник. созвездие располагается симметрично Ориону относительно Млечного Пути, что может быть еще одним ориентиром для поиска. Оно видимо по всему Северному полушарию, но лучше наблюдается в южных регионах. Оптимальное время для любительских исследований – январь и февраль.

Процион

Процион или HIP 37279

Процион – одна из ближайших к Земле звезд, расположенная на расстоянии 11,41 светового года. Оно в 7,5 раз ярче Солнца. Подобно многим объектам Вселенной является двойной звездой. Ее главный компонент относится к субгигантам, а второй – к белым карликам. Есть версия, что по истечении 10–100 млн. лет основная звезда увеличится в габаритах в 80–150 раз, превратившись из желто-белой в красную или оранжевую. По мнению ученых, подобная участь ждет и Солнце.

Звезда Гомейза

Бета созвездия получило название, пришедшее из арабского языка. Гомейза – переменное светило, обладающее очень высокой угловой скоростью. Оно окружено газовым диском, образовавшимся из-за периодически возникающих вспышек. Эта звезда относится к типу переменных светил. Она больше и тяжелее Солнца в 3 и 4 раза соответственно. Температура на ее поверхности – 11 500 K, а расстояние до звезды – 170 световых лет. Гомейза ярче Солнца примерно в 250 раз.

История созвездия

Малый Пёс, рисунок Яна Гевелия из его атласа созвездий

Это маленькое небесное созвездие известно с древних времен. Оно вошло в «Альмагест», фундаментальный астрономический труд, созданный Клавдием Птолемеем. Но происхождение созвездия корнями лежит в истории еще глубже, так как жрецы Египта использовали Процион в качестве предвестника восхода Сириуса. На древних картах образование рисовалось как меньшая из двух собак, преследующих вместе с Орионом Плеяд. Но какой конкретно мифологический персонаж послужил ее прототипом, среди историков согласия нет.

Список созвездий весеннего неба