Взрыв Бетельгейзе

Звезда Бетельгейзе

Кто бы из вас не мечтал стать свидетелем эпохального ухода с земного небосклона одной из самых заметных звёзд?

«Сверхнепредсказуемая» сверхновая

Если верить некоторым источникам, Бетельгейзе, правое плечо небесного охотника, в любой момент может издать свой последний вздох в виде продолжительной и яркой сверхновой вспышки, оставив после себя пустое, невидимое невооруженным глазом место.

Это полностью изменит облик созвездия, так красиво оживляющие зимнее небо наших широт. Стоит ли ожидать это событие на нашем веку, и таит ли оно угрозу нашей планете?

ИК снимок Бетельгейзе

Согласно ряду новостных лент, грандиозная сверхновая вспышка может загореться в любую секунду. Бетельгейзе повысит свою яркость в тысячи раз и будет несколько месяцев озарять небо, пока постепенно не погаснет и не оставит после себя разрастающуюся Крабовидную туманность с невидимой нейтронной звездой или черной дырой в её центре. Ничем серьёзным такая космическая катастрофа нам не грозит, если только один из полюсов взрывающейся звезды не будет направлен в сторону Земли. Поток гамма-лучей и заряженных частиц создаст некоторые проблемы с магнитной обстановкой и озоновым слоем планеты её атмосферы. Есть ли основания доверять такой информации, или это очередные страшилки СМИ?

Вероятность взрыва

Учёные не отрицают вероятность такого исхода. Однако, доподлинно неизвестно, взорвётся ли светило завтра, или через миллион лет, также неизвестно, взорвётся ли оно вообще. Несмотря на всю мощь современной астрономии, знания, касающиеся жизни звёзд, будто бы заново переживают младенческий период. Парадокс существования сверхмассивных гигантов, проблемы моделирования звездообразования в тесных системах ставят под сомнения сложившиеся научные парадигмы о жизни звезд. Открытие объектов, которые не вписывают в рамки существующих теорий, скорее создают больше вопросов, чем ответов.  Примером тому является даже всем известная Бетельгейзе, о которой, казалось бы, мы должны знать всё.

Неизвестная Бетельгейзе

Туманность вокруг ярко-красного сверхгиганта Бетельгейзе

Что нам известно о Бетельгейзе? Астроном-любитель, ткнув пальцем в красноватый огонёк, расскажет о её колоссальных размерах, переменности и других общедоступных фактов. И, чтобы возбудить воображение слушателя, добавит, что, если поместить её на место Солнца, то в недрах сверхгиганта оказались бы все планеты земной группы, а возможно даже и Юпитер. В этом он окажется прав, но как бы это ни было странно, профессиональный астроном будет оперировать едва ли ни таким же набором знаний о красном исполине. К примеру, до сих пор не установлено точного размера, массы и расстояния до Бетельгейзе.

Расстояния до звезды оценивается в таких грубых пределах, как 420-650 световых лет, некоторые источники дают и вовсе ужасающие границы от 180 до 1300 световых лет. Оценка величин массы и радиуса также не отличаются точностью и варьируются в пределах 13-17 солнечных масса и 950-1200 солнечных радиусов соответственно. Столь большие расхождения объясняется тем, что, в силу её удалённости, расстояния до Бетельгейзе невозможно измерить методом годичного параллакса. Кроме того, Бетельгейзе не является ни двойной звездой, ни входит в какое-либо тесное скопление. Такая особенность не позволяет корректно оценить массу и другие характеристики звезды, в том числе и абсолютную светимость.

Диск звезды Бетельгейзе, снимок телескопа Хаббл

Даже тот факт, что Бетельгейзе стала первой звездой (естественно, после Солнца), у которой удалось измерить угловой размер и получить детальное изображение её диска, по сути, не даёт нам никаких существенных данных касательно её параметров и природы.

Подобным образом обстоит дело со всем «звёздным» разделом астрономии. Учёным не только приходится разрабатывать новые модели, описывающие механизмы образования, эволюции и смерти звёзд, но и кардинальным образом перекраивать старые. К примеру, как объяснить существование, недавно открытых, звёзд с массой 200-250 солнечных, если верхний теоретический предел до недавних пор оценивался 150 солнечным массам? Чем объяснить природу гамма-всплесков? Не за горами прочие открытия, которые будут дальше ставить в тупик астрономов.

Быть ли взрыву?

Юпитер, Альдебаран, Бетельгейзе, М42 и Плеяды

Возвращаясь к Бетельгейзе, можно вынести своеобразным вердикт тем источникам, которые заявляют о неминуемом появлении на нашем небосклоне ярчайшего «прощального фейерверка». Астрономы дают ясно понять, что такое событие хоть и имеет вполне реальную вероятность произойти на наших глазах, да вероятность эта крайне мала, и оценить её не представляется возможным. Естественно, средства массовой информации, пытаясь оживить публику, переделывают на свой лад эти осторожные заявления.