Звезда Грумбридж 1830

Грумбридж 1830 (др. названия: CF Большой Медведицы, Глизе 451) – звезда, которая находится в созвездии Большой Медведицы, на расстоянии 29,5 – 29,9 св. лет (~9,16 парсек) от Солнца. Является одинокой звездой и не принадлежит какому-либо астеризму. Звезда была названа в честь британского астронома, который опубликовал ее в своем каталоге 1838-го года под номером 1830 – Стивена Грумбриджа.

Общие характеристики

• Масса — 0.661 массы Солнца
  • Радиус – 0,675 – 0,687 радиуса Солнца
  • Температура – 4 739 – 4 779 К
  • Светимость – 0,212 светимости Солнца
  • Спектральный класс – G8VIp
  • Возраст – 4,7 – 5,3 млрд лет

Данные для наблюдения: прямое восхождение – 11 ч 52 м 58,7691 с, склонение +37° 43′ 07,239″, видимая звёздная величина +6.62.

Положение звезды в созвездии Большая Медведица

Особенности Грумбридж 1830

Звезда Грумбридж 1830 – является горячим желтым субкарликом, при этом необычно тусклым. При радиусе 0,68 солнечного имеет светимость всего 0,2 солнечного. Металличность (общая масса химических элементов тяжелее водорода) составляет около 10% металличности Солнца. Данная звезда вызывает у ученых вопросы по нескольким причинам.

Помимо низкой светимости, имеется проблема с расходимостью возраста. Так согласно хромосферному анализу звезды был подсчитан ее возврат, который составил около 5-ти миллиардов лет. При этом Грумбридж 1830 относится к группе звезд гало галактики (сфера, окружающая галактику), возраст которых не менее 10 миллиардов лет.

Галактическое гало

Галактическое гало как составляющая галактики

Другой отличительной особенностью данной звезды является изменение светимости звезды. В результате такого наблюдения в 1968 году астроном из США Питер ван де Камп сообщил об обнаружении еще более тусклого компаньона у Грумбридж 1830. Хотя вспышки светимости позже были замечены и другими астрономами, последующие исследования спектра и скорости лучей звезда не принесли какого-либо подтверждения упомянутому утверждению американца.

Несколько позже астрономы выяснили, что следствием вспышек светимости является аномально повышенная хромосферная активностью. Звезды такого типа, спектральных классов F8—G8 относят к категории «экзотических» и они несколько схожи с Солнцем, за исключением столь большой мощи вспышек. Одна из теорий объясняет данное явление как результат взаимодействия звезды с магнитным полем некой огромной планеты, расположенной на узкой орбите звезды. Так были замечены вспышки в 10 – 100 млн раз самой мощной солнечной вспышки. Такие явления могли увеличивать яркость звезды в 20 раз, что длилось от часа до недели. К счастью, для Солнца подобная активность не характерна.

Вспышка на Солнце в представлении художника