Звезда Беллатрикс

Беллатрикс (др. названия: Гамма Ориона) – звезда, которая находится на расстоянии 243 св. года (75 парсек) от Солнца, в созвездии Ориона. Третья по яркости звезда данного созвездия. Находится в области правого плеча Ориона. Арабское название «Беллатрикс» переводится как «победитель», «завоеватель», а с латинского — «амазонка», «женщина-воительница».

Общие характеристики

• Масса — 8.6 массы Солнца
  • Радиус – 5.75 радиусов Солнца
  • Температура – 22000 К
  • Светимость – 9,211 светимостей Солнца
  • Возраст – 25.2 млн лет
  • Спектральный класс – B2 III

Данные для наблюдения: прямое восхождение – 05ч 25м 07.9с, склонение — +06° 20′ 59″, видимая звёздная величина 1.59 — 1.64.

Звезда обладает спутником со звездной величиной 12, который расположен на угловом расстоянии 179,0″ от Гамма Ориона.

Звезды созвездия Ориона

Физические особенности Беллатрикс

Гамма Ориона является горячим бело-голубым гигантом – одна из самых ярких звезд небосвода (26-е место). Примечательно, что раньше считалось, что данная звезда принадлежит Облаку Ориона, расстояние до которого 1600 св. лет, а именно звездной ассоциации Orion OB1. В состав этой ассоциации входит большинство звезд созвездия. Однако, позже, в результате уточнения некоторых параметров звезды, было установлено, что Беллатрикс располагается намного ближе – на расстоянии в 243 световых года.

Созвездие Ориона на ночном небе

Ранее астрономы считали Беллатрикс звездой со стабильной светимостью, которая являлась эталоном для сравнения с ней переменных звезд. Но позднее, в 1988-м году, выяснилось, что ее блеск нерегулярно меняется от 1,59m до 1,64m – относится к так называемым Be-звездам. Вероятно, переменность Гамма Ориона связана с ее быстрым собственным вращением – примерно 59 км/с. В результате столь быстрого вращения звезда принимает эллипсовидную форму, а ее вещество периодически высвобождается с поверхности в области экватора, достигая скорости 1600 км/с. Для стабильного сброса вещества с экватора быстрого вращения может быть недостаточно, а потому предполагается наличие других вспомогательных процессов, непостоянность которых и приводит к нерегулярным выбросам вещества.

Be-звезда эллипсовидной формы

Несмотря на то, что Беллатрикс всего около 10 млн. лет, она приближается к концу текущего этапа своей эволюции. Топливо внутри звезды на исходе и через несколько миллионов лет она сбросит часть своего вещества и превратится в красного гиганта.

Краткий тур по созвездию