Миссия к системе Альфа Центавра

Полет к Альфе Центавра

Полет к Альфе Центавра в представлении художника

Амбициозный проект ученых по поиску внеземных цивилизаций возможно приведет к звезде, древнее нашего Солнца на 1,5 миллиарда лет.

Предыстория

Известный британский ученый Стивен Хокинг, прославившийся своими исследованиями в астрофизике и теорией черных дыр, объявил о намерении начать на коммерческой основе научно-исследовательский и инженерный проект «Breakthrough Starshot». Поддерживает его в этом деле российский миллиардер Юрий Мильнер.

Инициатива Мильнера и Хокинга оценивается приблизительно в 100 миллионов долларов США (для сравнения, миссия Марсианской научной лаборатории «Curiosity» обошлась в 2,5 миллиардов долларов, а запуск аппарата «Розетта» и зонда «Филы» к комете Чурюмова-Герасименко стоил приблизительно 1,4 миллиардов евро), а первый космический корабль планируют запустить уже через 20 лет.

Что планируют

Солнечный парус

Это, по замыслу разработчиков, будет первая миссия к другой звездной системе. Наноспутник, используя энергию лазерных парусов, со скоростью 60 000 км/с будет лететь к звезде Альфа Центавра, отдаленной на 4,37 световых лет от Земли. Полет будет длиться от 20 до 30 лет, и еще 4 года Земля будет ожидать сообщения о счастливом прибытии.

Если еще несколько лет назад полет к другой звезде с такой скоростью казался совершенно нереальным, то сейчас группой экспертов разработана концепция, суть которой заключается в «уменьшении» размеров космического корабля приблизительно до размеров чипа, использующегося в электронных приборах. У мини-корабля (или эскадры таких аппаратов) будет собственный парус. Только будет толкать его не ветер, а свет!

Почему именно Альфа Центавра

Планета вокруг альфа Центавра В

Почему именно звездная система Альфа Центавра стала объектом такой необычной миссии? Что планируют там отыскать ученые?

Система Альфа Центавра уже давно является объектом целенаправленных астрономических исследований. Такое пристрастие вызвано тем, что эта звездная система старше нашей на 1,5 миллиарда лет. И соответственно, прошла более длинный путь эволюции.

Расположенный в созвездии Центавра, состоящей из трех солнцеподобных звезд – Альфа Центавра А, Альфа Центавра В и сам объект, привлекшие внимание ученых – красный карлик Проксима Центавра, считается на сегодняшний момент ближайшей к Солнцу звездой. Даже расстояние удаленности в 4,4 световых лет не мешает этой системе быть одной из самых ярких на ночном небе.

Согласно гипотез ученых, именно в этой звездной системе, о чем свидетельствуют наблюдения, есть экзопланеты, похожие на Землю. Так, относительно недавно астрономы Европейской Южной обсерватории заявили, что экзопланета у Альфа Центавра B, которую удалось обнаружить лишь благодаря методу лучевых скоростей с помощью спектрографа HARPS (этот прибор уже давно получил название «охотник за планетами») имеет массу, аналогичную земной.

Это далеко не означает, что там может быть жизнь, аналогичная земной, поскольку Альфа Центавра Вb находится на очень близком расстоянии от своей звезды, и температура на поверхности составляет приблизительно 1200 градусов по Цельсию. Но поблизости есть и другие, менее горячие планеты, где возможна жизнь. Гораздо перспективнее выглядит экзопланета у Проксимы Центавра.

В чем специфика и новизна спутника на лазерном парусе?

Массив лазеров для ускорения нанокораблей

Концепция «Breakthrough Starshot» предусматривает использование наземных лазеров, которые сфокусируют световой луч для ускорения аппарата. Дальше «Breakthrough Starshot» попробует нацелить космические корабли на объект – планету, подобную Земле. Подлетев, они будут искать оптимальное расстояние, с которого камеры смогут запечатлеть рельеф планеты и передать изображение высокого качества. Передача данных на Землю будет осуществляться с помощью компактной системы лазерной связи на борту корабля, а парус будет выполнять роль антенны. Это совершенно новый подход к изучению других планет.

Сложности проекта

Конечно, у «Breakthrough Starshot» куча технических проблем. Все компоненты должны быть спроектированы с максимальным запасом прочности, способными выдерживать экстремальные ускорения, вакуум, холод, столкновения с протонами, космической пылью и т.п. Поэтому аппарат, очевидно, будет не один, а несколько.

Существует даже научная гипотеза, что именно Альфа Центавра – это возможное прибежище для будущих землян. Ведь когда-то наступит момент угасания нашего Солнца. Это обычный этап эволюции всех звезд. И тогда оно превратится в красный гигант, от смертоносной энергии которого нашей планете не удастся спастись.

Будем надеяться, что человеческая цивилизация за это время достигнет высокого уровня развития и найдет способ эвакуации. А конечным пунктом переселения могла бы быть именно система Альфа Центавра.