Биография Жерара Анри де Вокулёра

Жерар Анри де ВокулёрАмериканский астроном французского происхождения Жерар Анри де Вокулёр сделал значительный вклад в исследования внегалактической астрономии. Он существенно дополнил классификацию Хаббла и создал обширный атлас галактик.

Этапы жизни

Франко-американский астроном Жерар Анри де Вокулёр родился 25 апреля 1918 года во Франции в Париже. Получил образование в Парижском университете.

Жерар Анри де ВокулёрВ 1945 году начал исследовательскую деятельность в столичном Астрофизическом институте. В 1951 году переехал в Австралию. До 1957 года работал в национальном университете.

Последующие два года был наблюдателем Южной станции Йельского и Колумбийского университетов. После покинул материк и переехал в США, в штат Аризону. Здесь, в 1957 и 1958 гг., проработал на должности астронома в Ловелловской обсерватории. А с 1958 по 1960 гг. был сотрудником Гарвардской обсерватории.

После Вокулёр переезжает в штат Техас. Ему предоставили работу в местном университете, где в 1965 году он получает звание профессора.

Достижения и открытия

Свою жизнь Жерар Анри де Вокулёр посвятил, в основном, физике планет, звездной фотометрии и внегалактической астрономии. Главные его исследования касались галактик.

Вокулёр исследовал строение нашей Галактики. В ее центральной части он обнаружил подобие перемычки, такое же, как и у большинства спиральных галактик.

Параллельно Жерар Анри де Вокулёр изучал другие галактики. Он разработал свою систему классификации, качественно отличавшуюся от других большей детальностью. Значительно расширил и дополнил классификацию Эдвина Пауэлла Хаббла – американского астронома и космолога, которому принадлежит открытие других галактик: до этого считалось, что существует только Млечный Путь.

Система классификации де Вокулёра

Расширенная классификация галактик Де Вокулера с 1959 года. Галактики варьируются от эллиптических до линзовидных, разнообразных спиральных типов, а вся морфология галактик заканчивается нерегулярными системами, которые могут постепенно развиваться из всех типов. Справа находится подробный секционный график спиральной системы. На вершине разреза классические спирали, нижние спирали с баром, правое спиральное кольцо и левое ядро ​​с удлиненным сердечником:

Расширенная классификация галактик Де Вокулера с 1959 года

Классификация ученого получила собственное название – система де Вокулёра. По сути, она стала углубленным расширением системы Хаббла. Французский астроном предложил ее в 1959 году.

При создании системы ученый опирался на результаты исследований, полученных в обсерватории Маунт Стромло. Изучив галактики южного неба, Жерар Анри де Вокулёр предложил более полную классификацию. Разделение проводилось не только по наличию или отсутствию бара, но и по структурным особенностям галактик – балджам, кольцам.

Сохранив принцип хаббловского разделения, Вокулёр оставил нетронутой классификацию галактик на спиральные, эллиптические, неправильные и линзовидные. Он также не менял разделение эллиптических галактик. Однако внес изменения в классификацию неправильных, линзовидных и, в большей степени, спиральных типов.

Помимо этого Вокулёр составил 3 каталога галактик. Они охватывали обширное количество объектов. Так, в последний входило 4364 наименования.

Магеллановы облака над телескопами на плато Паранал, Чили

После астроном сконцентрировался на изучении ближайших к Млечному Пути объектов. В частности, он исследовал Магеллановы Облака. Вместе с другими учеными он вычислил их параметры: массу, угловые размеры, расстояние, так называемое «звездное население» (типы звездного состава галактик) и фотографические звездные величины (блеск звезды).

Одним из важных открытий Вокулёра при исследовании Магеллановых Облаков является то, что карликовая галактика Большое Магелланово Облако вращается. Также, согласно утверждению астронома, Облако сплющено. Таким образом, он продолжил наблюдения ученых Э.Б. Хольмберга и К.Э. Лундмарком о вращении Галактики Млечный Путь.

Помимо внегалактической астрономии Жерар Анри де Вокулёр изучал планету Марс. Он проводил фото- и визуальные наблюдения, измерял атмосферное давление, отмечал изменения в светлых и темных участках на ее поверхности. Также представил оценку оптических параметров атмосферы Марса. В 1959 году он рассчитал, что температура верхней атмосферы планеты варьируется в пределах 210 – 300° по Кельвину.

Издания и награды

Золотая медаль Королевского астрономического общества

За обширную научную работу и исследовательский вклад в астрономию Жерар Анри де Вокулёр был награжден:

• Медалью Гершеля в 1980 году – специальной наградой Британского Королевского астрономического общества, названной в честь ее первого президента Фредерика Уильяма Гершеля, выдается за вклад в сферу наблюдательной астрофизики;
  • Премией Генри Норриса Рассела – считается самой почетной наградой астрономического общества Соединенных Штатов Америки, присуждается за вклад, сделанный учеными за всю жизнь;
  • Премией Жюля Жансена в 1988 году – высшая награда от астрономического общества Франции в области астрономии.

Жерар Анри де Вокулёр также издавал книги. Самый популярный его труд – «Обзор Вселенной». Он неоднократно переиздавался в Америке. Также в 1951 году Вокулёр выпустил произведение «Физика планеты Марс», а спустя 10 лет, в 1961 году – «Астрономическую фотографию».

Умер Вокулёр в Америке 7 октября 1995 года. Место смерти – город Остин, штат Техас.