Биография Фридриха Бесселя

Фридрих Бессель

Фридрих Бессель является одним из астрономов-наблюдателей, основоположник астрометрии, разработал теорию ошибок инструмента и последовательно внедрял идею о том, что необходимо вносить соответствующие поправки в результаты наблюдений.

Отец Фридриха был мелким чиновником из немецкого города Минден. В учебе мальчика мог появиться большой пробел, если не говорить о личном самообразовании.  Сидеть над учебниками, когда никто не заставляет – особенная черта многих великих людей. Его усердие проявлялось и дальше и позволило получить степень доктора наук в университете Гёттингена.

В 15 лет Фридрих работал в конторе. Вероятно, он мог бы стать коммерсантом, его математических способностей вполне хватила для этого. Но все его достоинства были применимы и на научном поприще.

В подготовке к торговому бизнесу Бессель наметил для своего обучения целый перечень предметов:

• три иностранных языка;
  • обычаи народов;
  • география;
  • навигационная астрономия.

Однако, это обучение принесло неожиданные плоды. Используя самодельные и довольно грубые инструменты (в сравнении с нашими современными), он провел первые исследования в отношении Луны и звезд, которые она закрывает.

Его математические изучения космоса проводились только в свободное от работы время. Это говорит о большой трудоспособности.

Великий поворот

Кёнигсбергская обсерватория

Март 1806 года ознаменован тем, что Фридрих Бессель кардинально повернулся в сторону науки. Его следующим делом стала проверка приборов измерения в обсерватории. Он подверг критическому анализу математические методы подсчета и результаты предыдущих наблюдений. Его исследования орбит и комет увенчались премией в 1807 году. Труд Бесселя в университете Кёнигсберга также имел свои плоды, ведь он руководил обсерваторией. Фридрих Бессель стал директором и оставался на этом посту до самой смерти.

Им создана немецкая школа, ориентированная на точные наблюдения астрономических тел.Его любовь к математике привела к признанию ученых, известных в этой области.

Такие объемы неутомимой и плодотворной деятельности вознаграждены высоким званием почетного члена большого количества академий.

У истоков новой науки

Гелиометр Фраунгофера в Кёнигсбергской обсерватории

Бесселя считают одним из родоначальников астрометрии. Данный предмет изучает динамические и кинематические свойства космических тел.

Ученый выступал за внесение поправок в полученные ранее астрономические измерения, если точности подсчетов могли помешать даже самые незначительные факторы. Для этой цели были разработаны специальные математические приемы исправления данных.

Он пересмотрел звездный каталог, составленный в предыдущем столетии. Ученым проведена огромная работа по определению положения 75 тысяч звезд и внесению их в совершенно новые каталоги.

Во избежание неточности подсчетов при наблюдениях, многие конструкторы астрономических приборов были приведены к совершенно новым и более строгим стандартам. Так Бессель косвенно повлиял и на них, стремясь избежать даже незначительных погрешностей.

Спутники звезд

Бессель обнаружил периодические отклонения Сириуса от движения по своей траектории. Поразмыслив о вероятных причинах такого повторяющегося события, ученый предположил наличие спутников у этой ярчайшей звезды. Предполагаемый объект был условно назван темным.

Сириус

Поскольку до Бесселя никто из выдающихся астрономов не наблюдал ничего подобного, то его заявление сразу подверглось критике. Да и приборы, находящиеся в распоряжении предшественников, не позволяли увидеть никаких спутников у Сириуса.

Фридриха Бессел

В 1862 году один из астрономов Чикагского университета увидел возле звезды небольшую тусклую точку. Это был спутник, о котором говорил Бессель. Назвали данный объект Сириус В.

Подобные наблюдения за Проционом, следующей из тысячи звезд, дали аналогичные предположения. Это побудило Фридриха Бесселя говорить о наличии спутников и возле нее. В телескопы того времени их почти нельзя было увидеть.

1896 год подтвердил выводы знаменитого ученого. Однако, Бессель не мог уже порадоваться научным открытиям и доказательствам своих расчетов. Умер великий математик, физик и астроном в 1846 году в городе Кёнигсберге.