Александр Чижевский

Александр Леонидович Чижевский

Александр Леонидович Чижевский – выдающийся советский учёный, основоположник гелиобиологии.

Детство

Родился 26 января 1897 года в селе Цехановец Гродненской губернии в семье кадрового офицера-артиллериста. Мать Надежда вскоре после рождения сына умерла от туберкулеза, поэтому с годовалого возраста его воспитанием занимались преимущественно тётя и бабушка. Обучался мальчик дома: изучал несколько языков, историю, музыку. В 10 лет его отдали на обучение в мужскую гимназию, но через два года снова перевели на домашнее обучение. Благодаря своей высокообразованной бабушке, которая вложила в воспитание внука много ресурсов, мальчик рос многосторонней творческой личностью, с раннего детства писал стихи, рисовал акварелью и увлекался литературой. Привитую с детства любовь к искусству Чижевский пронес через всю жизнь, написав несколько сборников стихов, нарисовав более 2000 картин.

В 1913 году семья Чижевских переехала в Калугу, где произошло судьбоносное знакомство юноши с Константином Циолковским, сыгравшим большую роль в формировании его научных взглядов и став ему хорошим другом на долгие годы.

Научная деятельность и признание

В 1915 году Чижевский, окончив училище Шахмагонова, поступил в Археологический и Коммерческий институты. Позже стал вольным слушателем ещё и на медицинском факультете МГУ.

Александр прервал обучение и ушёл на войну добровольцем

Молодой слушатель вузов успешно совмещал учебу, творчество и исследования Солнца, которым интересовался с детства. Наблюдая с помощью телескопа пятна на Светиле и проанализировав события Первой мировой войны, выдвинул теорию об их взаимосвязи и поделился своими соображениями с Циолковским. Тот поддержал мысль и посоветовал проанализировать гораздо большее количество исторического материала. С этого момента Чижевский начал изучение огромного пласта исторических хроник, чтобы проследить возможную взаимосвязь.

Через год Александр решил прервать обучение и уйти на войну добровольцем, однако, воевал недолго, так как получил контузию и демобилизовался. Вернувшись, восстановился в учебе. Окончив институты и защитив несколько диссертаций, в том числе докторскую диссертацию по истории, остался преподавать в Археологическом институте, а позже и в МГУ. Данные диссертаций вскоре легли в основу его работ по изучению влияния солнечной активности на биосферу Земли.

С 1919 года объектом его исследований становится также выявление влияния отрицательно заряженных аэрофонов на живые организмы. Проводя многочисленные опыты, он практически превратив свой дом в лабораторию, расходуя на эксперименты семейный бюджет.

В начале 20-х гг. являлся консультантом Института биологической физики, главным экспертом по вопросам медицины и биологии, Членом Технического Совета Ассоциации изобретателей.

В 27 лет ученый изложил результаты своих исследований по влиянию солнечной активности в научной статье, в основу которой легли исторические события многих столетий. Её суть заключалась в том, что между социальными кризисами, в том числе войнами, и активностью Солнца есть прямая связь, то есть на поведение человека влияют определенные физические факторы. Эта и другие работы данной тематики показывали, что понятие «среда» не может быть ограничено только жизнью на Земле, в него должен входить Космос.

Учёный покоряет мир

Мировое признание

Труды ученого подвергались жёсткой критике, многие из его учёных-современников откровенно не признавали его исследования, называя «мракобесом». Однако работы получили признание за пределами Советского Союза. Так, в 1927 году Чижевского избрали Почетным членом Академии наук США как основателя новой научной дисциплины – гелиобиологии. А через три года стал Академиком Тулонской Академии во Франции. Всего же он избирался в почетные члены более чем тридцати академий, научных обществ, университетов мира.

С середины 1920-х гг. и до начала 1940-х гг. профессор Чижевский работал в нескольких лабораториях, в том числе основанной им ЦНИЛИ, где проводил опыты по влиянию аэрофонов на животных. Результаты этих опытов показывали некую зависимость состояния живых организмов от заряда воздуха. Многие авторитетные коллеги не поддерживали его, обвиняя в фальсификации результатов исследований.

Несмотря на клевету и гонения, учёный продолжал научно-исследовательскую деятельность и в 1931 году создал установку для искусственной ионизации воздуха – электроэффлювиальный аэроионизатор, который в дальнейшем получил всемирную известность и широко использовался и используется ныне как «люстра Чижевского», а в 1935 году открыл явление циклической  метахромазии бактерий, что доказывало влияние космоса на биологические земные организмы.

В 1939 году учёного пригласили на Первый Международный конгресс по биологической космологии в Нью-Йорке. Он не поехал, и его кандидатуру заочно утвердили на пост Почетного Президента конгресса. Получив направление в Нобелевский Комитет за ряд капитальных открытий, отказался под гнетом вышестоящих органов.

Арест и последние годы жизни

В 1942 году Чижевского арестовали по доносу, осудив как врага народа на 8 лет лишения свободы и 8 лет ссылки за «антисоветскую пропаганду». Находясь в заключении трудился по особым поручениям вышестоящих органов и продолжал исследования ионизации и электродинамики крови. А после освобождения внедрил свои методы в нескольких медицинских учреждениях. Было издано большинство его работ с результатами исследований свойств крови и ионификации.

20 декабря 1964 года учёный был похоронен в Москве. Основная часть его трудов была опубликована уже после его смерти.