Созвездие Паруса

Созвездие ПарусаСозвездие Паруса территориально расположилось в южном полушарии звездного неба.

Парус как часть более крупного созвездия

Ближайшими соседями созвездия Парус являются Насос, Корма, Компас, Центавр, а также Киль. Площадь, которую занимает рассматриваемое созвездие на небосклоне, равна 499,6 квадратным градусам. Из всего изобилия звезд в составе Парусов наблюдатель может различить с Земли около 195 без использования дополнительных оптических приспособлений.

Созвездие Паруса, вид в программу планетарий Stellarium

Созвездие Паруса, вид в программе планетарии Stellarium

На территории России данное созвездие трудно наблюдаемо. Часть его можно увидеть лишь в южных регионах страны, и чем южнее наблюдатель, тем больше вероятность рассмотреть созвездие. Лучшие условия для созерцания хотя бы некоторых составляющих данного созвездия наступают в феврале.

Удачная шутка астронавта дала имя звезде

Говоря о звездах созвездия Парусов, начать, стоит с самой яркой – звезды Гамма. Другими названиями данного светила являются Сухаил (Сухаил аль Мулиф) и Регор (иногда «Роджер» благодаря юмору астронавта на борту Аполлона-1). Нередко звезда носит имя Призрачная Жемчужина Южного Неба. Длинное и загадочное название объясняется излучением вместо темных и поглощающих лучей невероятно ярких, благодаря чему спектр у звезды Гаммы весьма экзотичен.

Гамма Парусов

Фото Гамма Парусов

Удаленная от нас на 800 св. лет, данная звезда второй величины является кратной системой, в составе которой как минимум шесть компонентов. Самой яркой среди всех принято считать Гамму-2 Парусов, которая сама по себе еще и спектрально-двойная, и включает сверхгиганта класса О9 и звезду типа Вольфа-Райе. Последняя звезда особенна тем, что признана самой тяжелой среди когда-либо найденных на сегодняшний день. Вторичным после Гаммы-2 положено считать компонент Гамма-1 – бело-голубой субгигант четвертой звездной величины класса В. У системы звезды Регор имеется еще несколько слабых звезд, обладающих лишь 8, 9 и 13-й звездными величинами.

Другая многозвездная система Парусов

Дельта Парусов

Фото Дельта Парусов

Оказывается, от Гаммы Парусов по количеству составляющих совсем недалеко ушла звезда по имени Дельта. Дельта Парусов занимает второе место по яркости в созвездии и представляет собой еще одну кратную систему в его составе. К сожалению, у звезды отсутствует какое-либо общепринятое наименование. Известно лишь, что она удалена от Земли на 80 световых лет.

Составная звездная система содержит в себе две двойных звезды. Первая визуально двойная звезда представлена компонентами Дельта Парусов А и В. Светило Дельта А расположилось на главной последовательности и представляется белым карликом второй звездной величины. Спутник компонента А – Дельта В является желтым карликом пятой величины.

В 69 угловых секундах от этой системы расположена еще одна, гораздо более тусклая система. Она представлена Дельтой С и Дельтой Д – звездами одиннадцатой и тринадцатой величин соответственно. Расстояние между двумя этими компонентами составляет 6 угловых секунд. Стоит отметить, что звездная система Дельта Парусов является самой яркой среди всех затменно-переменных светил на небосводе. А через каких-то 7000 лет ей прочат роль Южной полярной звезды в результате прецессии земной оси.

Объекты глубокого и далекого космоса

Астеризм Ложный Крест (справа)

Фото Астеризм Ложный Крест (справа)

В первую очередь стоит сказать пару слов об астеризме Ложный Крест в составе рассматриваемого созвездия, который образуют его звезды Дельта, Каппа, Йот и Эпсилон созвездия Киль. Астеризм обрел такое название за свое сходство с созвездием Южного Креста. Однако в отличие от последнего, указанный астеризм не является указателем Южного полюса мира. Данное ошибочное суждение ранее часто приводило к разнообразным навигационным ошибкам.

Туманность Южное Кольцо

Фото Туманность Южное Кольцо

Здесь же в Парусах, на расстоянии 2 тысяч св. лет от нас, расположена планетарная туманность Восьми Вспышек или Южное Кольцо. В центре туманности разместился довольно горячий белый карлик, который освещает всю туманность ультрафиолетовыми лучами.

Туманность Гам 12

Фото Туманность Гам 12

Имеется в созвездии и туманность Гама, которую принято считать остатком взрыва сверхновой, произошедшем примерно 11-12 тысяч лет назад. Туманность еще называют Гам 12. Она простирается до созвездия Кормы и является эмиссионной.

История

Расположение созвездия Паруса, рисунок Яна Гевелия

По сегодняшний день многие считают Паруса частью другого более масштабного созвездия, которое называлось Кораблем Арго, известное всем благодаря древнегреческой мифологии. Однако, еще в 1752 году Лакайль предложил разделить столь крупное созвездие на более мелкие, благодаря чему на небе появились три новых созвездия. Помимо, собственно, Парусов были сформированы также созвездия под названиями Корма и Киль. Тем не менее, наименования звездных составляющих не поменялись, поэтому в Парусах нет звезд, обозначенных альфой или бетой – за этими звездами сохранились имена, присвоенные еще во времена пребывания их в составе созвездия Корабль Арго.

Список созвездий весеннего неба