Ось зла

Ось зла — гипотетическая ось в масштабах Вселенной, вокруг которой происходит формирование всей конструкции Вселенной.

Анизотропия реликтового излучения

Реликтовое излучение является тепловым излучением, которое, согласно теории Большого взрыва, зародилось в ту эпоху, когда наша Вселенная представляла собой лишь сгусток плазмы. Последняя, будучи сильно разогретой, излучала большое число энергетических фотонов, которые должны были равномерно испускаться во всех направлениях.

При помощи американского космического спутника WMAP множество современных космологов и астрофизиков занимаются построением карты реликтового излучения, на которой можно отчетливо заметить неоднородное распределение этого теплового излучения на панораме видимой Вселенной. Причиной тому является несколько физических эффектов:

Работа эффекта Доплера в быту

• Эффект Сакса – Вольфа. Данный эффект описывает неравномерное распределение теплового электромагнитного излучения за счет гравитации в зависимости от отдаленности этого излучения от массивных тел вроде черных дыр.
  • Эффект Силка. Простыми словами этот эффект строится на утверждении о том, что с повышением плотности вещества в пространстве растет и энергия электромагнитного излучения.
  • Эффект Доплера. Согласно нему при движении наблюдателя относительно источника, или наоборот, испускаемое электромагнитное излучение меняет свою частоту.

За счет этих и некоторых других эффектов микроволновое излучение, наполняющее Вселенную, распределено неравномерно с точностью до  0,01 %. Области с отклонением температуры от среднего значения называются областями флуктуаций.

История возникновения гипотезы

Изучая реликтовое излучение, в начале 2000-х годов, португальский космолог Жуан Магейжу обратил внимание на некоторую аномалию в распределении микроволнового излучения во Вселенной. Оказалось, что его флуктуации располагаются во Вселенной не хаотично, как утверждает теория Большого взрыва, а вдоль некой протяженной области, масштабы которой значительны по сравнению с Вселенной. Дальнейшее развитие этой гипотезы привело ученых к тому, что, вероятно, вся структура Вселенной выстраивается вокруг этой самой линии, которая получила название «ось зла».

Сравнительное качество данных, полученных разными аппаратами

Результаты, полученные с астрономического спутника «Планк» в 2013-м году подтверждают упомянутые отклонения от стандартной картины на вселенских масштабах.

Ярчайшим примером этой аномалии на нашем небосводе является «реликтовое холодное пятно» в созвездии Эридан (южное полушарие) – отчетливо выделяющаяся область пространства, микроволновое излучение которой значительно ниже, нежели предсказывают ученые, опираясь на свойства реликтового излучения (отмечена на заглавной картинке). Современные космологи не в силах объяснить данное явление. Поэтому существует даже предположение о том, что холодное пятно сформировано за счет квантовой запутанности между нашей и иной параллельной вселенной, которая возникла в процессе космической инфляции.

Последствия

Космическая инфляция в долгосрочных масштабах создает сложную волокнистую структуру

Ось зла недаром получила такое название. Дело в том, что ее наличие противоречит теории Большого взрыва. Эта общепринятая космологическая модель описывает ранние этапы эволюции Вселенной, а именно – ее расширение, после того как Вселенная находилась в состоянии сингулярности. Она основывается на многих фундаментальных законах и теориях вроде стандартной модели. Примечательно, что теория Большого взрыва отлично согласовывается и с религиозной картиной сотворения мира у христиан.

Однако с каждым годом ученые все чаще сталкиваются с проблемами теории Большого взрыва, вроде «темного потока» (упорядоченное движение галактик) или аномально высокого красного смещения некоторых галактик. Но наиболее весомым аргументом против теории Большого взрыва теперь послужит «ось зла» — протяженная область вселенских масштабов, формирующая вокруг себя структуру самой Вселенной, и не имеющая научного объяснения на сегодняшний день.