Немного о созвездиях в Южном полушарии

Созвездия Южного полушария автор Гевелий Ян, Уранография 1690 год

Международный астрономический союз в 1922 году определил названия всех видимых звездных скоплений небесной сферы. Тогда же ученые – астрономы систематизировали все россыпи звезд и создали каталог звездного неба, разделив созвездия Южного полушария и Северного. На сегодняшний день известно 88 звездных систем, 47 из которых являются древними (их возраст исчисляется несколькими тысячелетиями). Отдельно рассматриваются 12 зодиакальных созвездий, через которые проходит Солнце в течение года.

Древняя мифология

Глобус Vincenzo Maria Coronelli

Глобус с созвездиями, автор: Vincenzo Maria Coronelli

Названия почти всех звездных скоплений Южного полушария берут свое начало из греческой мифологии. Например, известен миф о богине охоты Артемиде, которая убила Ориона. Потом она раскаялась и поместила его на небо к звездам. Так получила свое название экваториальное созвездие Орион. У ног Ориона располагается созвездие большого Пса. Мифология гласит, что это и есть тот пес, который последовал в небо к своему хозяину. Таким образом, каждая звездная система образует очертание того или иного существа, или предмета, в честь которого она названо. Например, созвездие Тельца, Девы, Весов, Скорпиона и др.

Морское ориентирование

Южное полушарие изобилует созвездиями, среди которых немало полезных астеризмов, помогающих капитанам кораблей ориентироваться на определенный курс. Так, аналогом Большой Медведицы Северного полушария является Южный Крест. Он указывает на Южный полюс.

Южный Крест

Поклонение людей

Все звезды излучают интенсивное или приглушенное свечение. Наиболее яркое свечение издает звезда Сириус, которая включена в россыпь звезд Большого Пса. Это очень старая (235 млн лет) и тяжелая звезда (ее масса в 2 раза больше массы Солнца). С древних времен Сириус был идолом многих людей, ему преклонялись, приносили различные жертвы и ждали помощи. Некоторые светила даже описаны в церковных изданиях.

Наиболее яркое космическое потрясение

Очень интересно в этом плане созвездие Тельца. Оно имеет в своем составе очень яркую звезду Альдебаран и два скопления – Плеяды (состоит из 500 светил) и Гиады (130 светил). В Тельце часто происходят яркие астрофизические процессы. Так, в 11 в. н. э. произошел взрыв сверхновой звезды и образование Крабовидной туманности с пульсаром, издающим мощное рентгеновское излучение и радиомагнитные импульсы. Однако данное событие случилось в Северном полушарии, а в Южном не так много было значимых комических событий, которые, в основном, случились уже в эпоху бурного развития инструментальной астрономии.

Южный Крест — одно из самых примечательных созвездий Южного полушария