Метеорный поток Квадрантиды

Метеорный дождь КвадрантидыПервый «звездный дождь» 2015 года можно будет увидеть уже в его первых числах. Это метеорный поток Квадрантиды, который традиционно наблюдается между 28 декабря и 7 января.

История

Название явления происходит от не вошедшего в астрономическую практику созвездия Стенной Квадрант, предложенного в конце XVIII века Жозефом Лаландом. Нововведение поддержано не было и небесные тела несостоявшегося образования ученые перераспределили между Геркулесом, Драконом и Волопасом.

Наблюдение

Метеор Квадрантид на фоне Малой Медведицы

Максимум потока ожидается 3–5 января. Для живущих в Северном полушарии самое удобное время наблюдения Квадрантид начнется с 23 часов и продолжится до рассвета. Выше всего радиант поднимается к утру. Практика показывает, что из всего указанного периода только три часа могут быть реально эффектными, а в остальное время преобладают метеоры малого размера. Учитывая, что 5 января будет полнолуние, яркий свет спутницы Земли может препятствовать ведению наблюдений.

Характеристики потока

Радиант потока

Радиант потока расположен в созвездии Волопаса, в промежутке небосвода между головой Дракона и ручкой Большого Ковша. Ориентиром может служить Арктур, который будет находиться правее от искомой точки. В период пика в потоке можно зафиксировать до 200 метеоров в час, но большая часть из них достаточно слабая, причем некоторые заходят в атмосферу Земли по касательной и вновь покидают ее. Скорость этих небесных тел составляет около 40 км/с.

Происхождение

Орбита астероида 2003 EH1 и его положение в Солнечной системе

Большинство известных потоков связаны с фрагментами комет, однако для Квадрантид такой объект отыскать не удалось. На месте предполагаемого источника метеоров находится астероид 2003 EH1, имеющий диаметр 2 км. Ученые предполагают, что это скалистый остаток ранее существовавшей кометы C/1490 Y1, которую обнаружили в 1490 году, потеряв спустя столетие. Скорей всего, она взорвалась и астероид, а также мелкие частицы, сопровождающие его, теперь служат источником метеорного потока.

Онлайн трансляция

Учитывая полнолуние, подсветку от городского освещения и возможную облачность, характерную для этого времени года, наблюдать поток в этот раз будет достаточно сложно. Поэтому можно воспользоваться онлайн трансляцией природного явления, которая организована Slooh и Prescott – двумя астрономическими обсерваториями, находящимися в американской Аризоне и на островных Канарах. Прямой эфир, демонстрирующий метеорный поток Квадрантиды, начнется с первого понедельника января – 5 числа 2015 года в 16.00 MSK.

Список метеорных потоков