Звезда Альферац

Альферац (др. названия: Альфа Андромеды, Альферат, Альфер, Сиррах или Сирра) – двойная звезда, которая находится на расстоянии 95-99 св. лет (около 30 парсек) от Солнца, в созвездии Андромеды. Является самой яркой звездой созвездия. В переводе с арабского Сиррах Альферат означает «пуп коня». До решения Международного астрономического союза 1928-го года Альферац относили также и к созвездию Пегаса и звали дельтой Пегаса. Находясь на границе двух созвездий, данная звезда была описана Птолемеем как «Звезда на пупке коня (пегаса), общая со звездой на голове Андромеды».

Альферат - голова Андромеды и пуп Пегаса

Альферат — голова Андромеды и пуп Пегаса

Альферац A

• Масса — 3,6 — 4,0 массы Солнца
  • Радиус – 2,3 – 3,1 радиуса Солнца
  • Температура – 13 800 К
  • Светимость – 240 светимостей Солнца
  • Возраст – 60 млн лет
  • Спектральный класс– B8IVpMnHg

Основной компонент является бело-голубым субгигантом и излучает в 10 раз больше света, чем второй компонент. Альферац A – самый яркий представитель класса так называемых «ртутно-марганцевых звезд». То есть в атмосфере этой звезды отмечается переизбыток таких элементов как ртуть, марганец, галлий и европий. Подобное явления происходит вследствие того, что тяжелые химические элементы «тонут» под действием силы гравитации звезды, в то время как более легкие – выталкиваются на поверхность под действием давления света, излучаемого звездой.

Кроме того, астрономы отмечают небольшую переменность данного компонента системы, а именно смещение спектральных линий ртути. Дальнейшие исследования показали, что это происходит по причине неравномерного распределения ртути в атмосфере звезды и облака ртути медленно дрейфуют над поверхностью.

Отношение размеров звезд (желтый круг - Солнце) и масс (1.000 - 1 масса Солнца)

Отношение размеров звезд (желтый круг — Солнце) и масс (1.000 — 1 масса Солнца)

Альферац B

• Масса — 1,72 — 1,98 массы Солнца
  • Радиус – 1,62 – 168 радиуса Солнца
  • Температура – 8 500 К
  • Светимость – 13 светимостей Солнца
  • Возраст – 70 млн лет
  • Спектральный класс– A3V

Данные для наблюдения: прямое восхождение – 00 ч 08 м 23.3 с, склонение

+29° 05′ 26″, видимая звёздная величина 2,02—2,06. Альферат можно увидеть на всех широтах, севернее 60 °. Лучший период для наблюдения – с августа по октябрь.

Альферат в созвездии Андромеды