Жемчужины звездного неба

Рассеянное звёздное скопление Плеяды или Семь Сестёр

Рассеянное звёздное скопление Плеяды или Семь Сестёр, снимок получен с длительной выдержкой

Одним из самых красивых зрелищ звездного неба являются шаровые скопления. Это десятки, а бывает и сотни тысяч звезд, объединенные в сферическую форму. Около 100 таких звездных скоплений известно в нашей галактике. Ближайшие к нам звезды, находятся на расстоянии около 4-х световых лет от Земли. Звезды же в шаровых скоплениях расположены на расстоянии, примерно 1/10 светового года.

Омега Кентавра

Шаровое скопление омега Центавра или NGC 5139

Шаровое скопление омега Центавра, NGC 5139. Автор Raymond Collecutt

Интересный пример – шаровое скопление Омега Кентавра (Центавра). Для невооруженного глаза кажется, что это просто звезда. Лишь в сильные телескопы можно увидеть восхитительное скопление миллиона звезд. Диаметр скопления, примерно 150 световых лет. Это означает, что расстояние от нижней до верхней точки скопления свет преодолеет за 150 лет. А расстояние до Земли – 17000 световых лет.

Туманность Ориона

Туманность Ориона, инфракрасный снимок

Еще один потрясающий пример красоты звездного неба – туманность Ориона. Она выглядит как размытая звезда в созвездии Орион. Но астрономов она интересует не только своей красотой.

Протопланетный диск, окружающий молодую солнечною систему в туманности Ориона

Протопланетный диск, окружающий молодую солнечною систему в туманности Ориона, снимок космического телескопа Хаббл

На фотографиях, сделанных телескопом «Хаббл», кроме звезд видны небольшие размытые овалы оранжевого цвета, похожие на кляксы. Если это зародыши новых солнечных систем, то в данный момент в туманности Ориона рождается множество звезд. Можно сказать, эта туманность похожа на космический роддом.

Крабовидная туманность

Крабовидная туманность M1

Крабовидная туманность M1, композитный снимок оптического телескопа Хаббл и рентгеновской обсерватории Чандра

Недалеко от созвездия Орион находится созвездие Тельца. Возле его южного рога, в слабый телескоп видно пятнышко, а при помощи большого телескопа можно увидеть вспышку в развитии. Перед нами знаменитая Крабовидная туманность – остатки вспышки сверхновой звезды с пульсаром в центре. Неожиданная гостья в созвездии Тельца появилась в июле 1054 года и на протяжении 23 суток сияла светом 400 миллионов наших Солнц. Ее видели даже днем. Телескоп «Хаббл» активно исследует Крабовидную туманность и открывает все новые подробности о ней. Исследовать остатки сверхновой важно, так как ее природа поможет пролить свет на другие загадки Космоса.

Галактика Андромеды

Галактика Андромеды M31

Галактика Андромеды M31, любительский снимок с длительной выдержкой

В созвездии Андромеды находится самый далекий небесный объект, видимый без телескопа. Это спиральная галактика — Туманность Андромеды. Ее диаметр 180000 световых лет. Удивительно, но любуясь слабым сиянием Андромеды, мы видим свет возрастом 2 миллиона лет.