Планковское время

Планковское времяПланковское время – единица измерения времени, предложенная Максом Планком в 1899-м году. Является представителем естественной системы единиц, которую разработал немецкий ученый, и которая была названа в его честь планковской системой единиц.

Планковское время обозначается строчной буквой «t» с индексом P, а ее значение равняется около tP= 5,391 х 10−44 с. Физический смысл данной единицы состоит в следующем – это время, за которое частица может преодолеть планковскую длину, передвигаясь со скоростью света.

Время жизни звезд

Для вычисления планковского времени нужно умножить редуцированную постоянную Планка на гравитационную постоянную, далее разделить это на скорость света в пятой степени, и из полученного результата извлечь квадратный корень.

Как известно, существует ряд теорий Великого объединения, согласно которым сильное, слабое и электромагнитное взаимодействия могут быть объединены при высоких энергиях. Однако гравитационные силы никоим образом не вписываются в конструкции указанных теорий. По этой причине при зарождении Вселенной должен был иметь место момент, в который гравитационные силы были отделены от других типов взаимодействия. С точки зрения современной космологии таким моментом является конец так называемой планковской эпохи, которая длилась ровно одно планковское время.

Данная единица измерения не является предельной и может не нести в себе никакого особого физического значения. Предполагается, что планковское время может составлять некую временную шкалу, в масштабах которой проявляются эффекты квантовой гравитации. То есть процессы с участием гравитационной силы, которые могут быть описаны квантовой физикой.

На сегодня наименьший промежуток времени, который ученым удалось наблюдать экспериментально равен 10−18 с (одна аттосекунда).