Планковское время

Планковское времяПланковское время – единица измерения времени, предложенная Максом Планком в 1899-м году. Является представителем естественной системы единиц, которую разработал немецкий ученый, и которая была названа в его честь планковской системой единиц.

Планковское время обозначается строчной буквой «t» с индексом P, а ее значение равняется около tP= 5,391 х 10−44 с. Физический смысл данной единицы состоит в следующем – это время, за которое частица может преодолеть планковскую длину, передвигаясь со скоростью света.

Время жизни звезд

Vega snimok ESO - Планковское время

Для вычисления планковского времени нужно умножить редуцированную постоянную Планка на гравитационную постоянную, далее разделить это на скорость света в пятой степени, и из полученного результата извлечь квадратный корень.

Как известно, существует ряд теорий Великого объединения, согласно которым сильное, слабое и электромагнитное взаимодействия могут быть объединены при высоких энергиях. Однако гравитационные силы никоим образом не вписываются в конструкции указанных теорий. По этой причине при зарождении Вселенной должен был иметь место момент, в который гравитационные силы были отделены от других типов взаимодействия. С точки зрения современной космологии таким моментом является конец так называемой планковской эпохи, которая длилась ровно одно планковское время.

Данная единица измерения не является предельной и может не нести в себе никакого особого физического значения. Предполагается, что планковское время может составлять некую временную шкалу, в масштабах которой проявляются эффекты квантовой гравитации. То есть процессы с участием гравитационной силы, которые могут быть описаны квантовой физикой.

На сегодня наименьший промежуток времени, который ученым удалось наблюдать экспериментально равен 10−18 с (одна аттосекунда).