Космический аппарат Новые Горизонты

ПлутонПроект по изучению Плутона возник давно, еще в начале 90-х годов прошлого столетия. Но космический аппарат «Новые Горизонты» стартовал с помощью ракеты-носителя только 19 января 2006 года – мешали финансовые и технические проблемы.

Начало миссии

Только после старта финансирования в 2003 году программы «Новые Рубежи», направленной на изучение самых неисследованных уголков Солнечной системы, работы были активизированы, что и было ознаменовано успешным запуском. Первая половина 2015 года – планируемое время получения от аппарата информации по карликовой планете и ее спутнику Харону.

Ракета-носитель

Atlas V

Для запуска аппарата была использована двухступенчатая ракета , производства корпорации Lockheed Martin. Хотя станция и ракета – американские, но двигатели, установленные на носителе, – российского производства. Это известные РД-180, производства химкинского НПО «Энергомаш», разработанные специально для ракет семейства Atlas. Работают они на керосине и жидком кислороде, по схеме с дожиганием газогенераторного газа, и обладают самыми высокими удельными характеристиками в мире среди двигательных установок первых ступеней.

Задачи экспедиции

Предпологаемое строение Плутона

Миссия «Новых Горизонтов» – исследование Плутона, его спутника Харона, а если все пойдет успешно, то и объектов пояса Койпера. Маршрут автоматической станции был выбран таким образом, чтобы через год она оказалась около Юпитера и провела изучение как самой планеты, так и ее спутников, в первую очередь галилеевых, что с успехом и было сделано. В конце февраля аппарат пересек орбиту газового гиганта и, совершив гравитационный маневр, придавший ему ускорение, двинулся дальше к выходу из Солнечной системы.

Основные характеристики станции

Инфографика Новые Горизонты

Межпланетная станция имеет форму неправильной призмы с антенной радиусом 1,25 м, размещенной на одном из ее оснований. Масса искусственного аппарата – 478 кг, а максимальный габаритный размер – 3,2 м. Двигательная установка, включающая механизмы ориентации (12 двигателей по 0,8 Н) и коррекции (2 – по 22 Н), имеет вытеснительную систему подачи унитарного топлива – гидразина. Запас последнего составляет 80 кг. Энергообеспечение станции осуществляется за счет радиоизотопного генератора, который должен обеспечить во время подлета к Плутону 174 Вт мощности. Плутоний, используемый в источнике электроэнергии, – российского производства.

Система управления

Схема зонда

Система управления станции способна хранить информацию, имеющую объем 16 Гб. Она обеспечена аппаратурой связи, позволяющей передавать на Землю данные со скоростями: 4,75 кбайт/с на орбите Юпитера и 0,096 кбайт/с на орбите Плутона. По современным земным меркам это очень медленно, но и в таких условиях ученым представится возможность обладать уникальными научными данными и фотографиями. Чтобы обеспечить максимальную надежность работы аппаратуры, большинство ее узлов продублировано, поэтому в случае выхода из строя отдельных элементов связь может быть восстановлена.

Бортовое оборудование

Станция в сборочном цеху

Межпланетная станция оснащена научным оборудованием, предназначенным для изучения космического пространства. В его состав входят различные комплексы оптических приборов для съемки в широком диапазоне излучения и спектрометры (инфракрасный, ультрафиолетовый и энергичных частиц). Эта аппаратура должна позволить получить качественные снимки карликовой планеты и ее спутников, изучить химический состав атмосферы и небесных тел, а также провести другие запланированные исследования. Студенты Университета Колорадо специально для этой миссии разработали свой счетчик пыли и рассчитывают, что он тоже сможет внести свой вклад в изучение дальнего космоса.

Хронология событий

Стартовав в начале 2006 года (19 января), космический аппарат уже в первой декаде апреля (7 апреля) оказался на орбите Марса. В феврале 2007 года (28 числа), через год после старта, межпланетная станция пересекла орбиту Юпитера, передав на Землю фотографии газового гиганта и его спутников, а также другие научные данные по этим небесным телам. В начале лета 2008 года (8 июня) аппарат достиг орбиты Сатурна.

Галерея снимков станции, полученных во время пролета Юпитера

Извержение вулканического спутника Юпитера Ио, снятое тремя разными инструментами космического аппарата Новые Горизонты
Спутники Юпитера Ио и Европа, снимок сделан зондом Новые горизонты
Ганимед затмевает яркий полумесяц Юпитера. Снимок получен зондом Новые Горизонты на его пути к Плутону, 4 марта 2007 года
Юпитер и его спутники, сфотографированные зондом Новые Горизонты 17 января 2007 года. На снимке видны Ио и, вероятно, Ганимед
Ганимед, сфотографированный космическим аппаратом 27 февраля 2007 года
Довольно редкий снимок. Кольца Юпитера сфотографированные зондом Новые Горизонты.

Большую часть полета системы станции находятся в режиме энергосбережения, время от времени выходя из него, чтобы проверить работоспособность.