Космический аппарат Dawn

АМС Dawn в межпланетном полётеМалые планеты и астероиды – источники ценной для ученых информации о ранних стадиях образования планетарных систем.

Как изучают астероиды?

Сравнение Цереры и Весты

Ввиду малых размеров наблюдать их с помощью телескопов и другой наземной аппаратуры крайне тяжело. Даже выведенный на орбиту телескоп «Хаббл» недостаточно информативен для их изучения. Только находясь в непосредственной близости от этих тел, можно провести нужные исследования и затем передать результаты на Землю. Именно такая задача возложена на космический аппарат Dawn с временным ориентиром завершения работ – июль 2015 года.

Ракета-носитель

Запуск АМС «Dawn» 27 сентября 2007

Для запуска исследовательского зонда использовалась ракета-носитель Delta II, являющаяся аналогом российского «Союз-У». Эта модификация разработана в 1989 году американской компанией «МакДоннел Дуглас» и относится к среднему классу носителей.

Получила активное применение после закрытия программы по использованию «Спейс Шаттл». Монополизация космического рынка США такими гигантами как Boeing и Lockheed Martin, привела к тому, что сейчас производством этих ракет (как и Atlas V) занимается их совместная коммерческая структура – United Launch Alliance.

Задачи экспедиции

Веста с зонда Dawn

Миссия аппарата Dawn – достичь астероида Веста и карликовой планеты Церера, которые располагаются в поясе астероидов, обращающемся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера. Имеющаяся на борту аппаратура позволяет собрать необходимые ученым данные и передать их на Землю. Эти два объекта в некотором смысле являются антиподами и именно поэтому выбраны в качестве объектов исследования. Считается, что поверхность Цереры покрыта толстым слоем льда (до 100 км), а Веста представляет собой базальтовый метеорит.

Основные характеристики станции

АМС DAWN

Межпланетная станция имеет форму близкую к параллелепипеду с максимальным и минимальным габаритными размерами 1,77 м и 1,27 м соответственно. Антенна, установленная на одной из граней, имеет диаметр 1,52 м. Масса летательного аппарата (с топливом) – 1217.7 кг. Двигательная установка состоит из 12 двигателей коррекции (тягой 0,9 Н), работающих на гидразине, и трех электрореактивных двигателей. Последние имеют регулируемый диапазон тяги 19–92 мН и суммарную продолжительность работы более 50 тысяч часов. Энергообеспечение станции осуществляется двумя внешними солнечными батареями и одной бортовой – никель-водородной.

Галерея снимков Цереры переданных зондом Dawn

Любительская обработка снимка Цереры
Поверхность Цереры в различной обработке
Полумесяц Цереры
Серп Цереры
Цветной снимок Цереры
Церера, снимок зонда Dawn
Церера, снимок межпланетного зонда Dawn
Черно-белый снимок Цереры

Система управления

Система управления космического аппарата основана на трех стойких к радиации одноплатных процессорах RAD6000, обладающих памятью в 8 Гбит. По сути, они дублируют работу друг друга, создавая повышенную надежность системы в целом. Для связи с центром управления станция оборудована четырьмя антеннами: одной остронаправленной и тремя обычными. Мощность, потребляемая бортовым передатчиком, составляет 100 Вт, а скорость передачи информации на Землю варьируется в диапазоне от 41 до 128 кбит/с.

Бортовое оборудование

Солнечные панели зонда

Космический аппарат оснащен тремя основными комплексами научной аппаратуры, предназначенными для изучения малых планет. В первый входят две дублирующие друг друга кадровые камеры Framing Camera, изготовленные в Германии. Они оснащены цветными фильтрами, работающими в видимом и инфракрасном диапазоне. Второй тип оборудования – детектор гамма лучей и нейтронного излучения, включающий в себя 21 датчик, которые должны помочь определить химический состав небесных тел. И третий – спектрометр, работающий в видимом и инфракрасном диапазоне и предназначенный для минералогических исследований.

Хронология событий

Траектория перелета АМС Dawn

В 2007 году, 17 декабря межпланетная станция отправилась в космическое путешествие. Ключевыми событиями на первом этапе стали: гравитационный маневр для набора скорости в районе Марса в декабре 2009 года и прилет в зону астероида Веста в августе 2011.

Геологическая карта Весты

Геологическая карта Весты, составленная по данным зонда Dawn

Полный календарный год был отведен на проведение исследований этого небесного тела. Первоначально планировалось задержаться там на три месяца меньше, но из-за необходимости более подробного изучения участка, скрытого в тени, экспедиция задержалась.