Джованни Скиапарелли

Джованни Вирджинио Скиапарелли (1835 – 1910 гг.) – астроном из Италии, который, несмотря на дальтонизм, посвятил значительную часть своей жизни изучению поверхности Марса. Вопреки недугу ему удалось не только стать первооткрывателем «марсианских каналов», но и составить систему обозначений деталей поверхности Красной планеты, которая используется ведущими астрономическими сообществами по сей день.

Ранние годы

Джованни Скиапарелли появился на свет 14 марта 1835 года в небольшом итальянском городке Савильяно близ Турина. Мальчик с раннего детства страдал от дальтонизма, однако это не повлияло на его интерес к науке. В 1854 году он с отличием закончил Туринский университет и переехал в Германию. Там Джованни изучал астрономию под руководством прославленного учёного Франца Энке, который на тот момент был директором Берлинской обсерватории. Набравшись опыта, Скиапарелли отправился в Санкт-Петербург и стал полноправным сотрудником Пулковской обсерватории. В 1860 году он вернулся в родную Италию, где получил работу астронома-наблюдателя в обсерватории Милана. Там спустя два года Джованни дорос до директора и был верен этой должности до конца своих дней.

Основные открытия

Скиапарелли в Брерской обсерватории в Милане

В Брерской обсерватории в Милане Скиапарелли сфокусировался на изучении двойных звёзд и других небесных тел Солнечной системы. Он стал первооткрывателем астероида Гесперия в 1881 году, а также доказал, что метеорные потоки Леониды и Персеиды совпадают с орбитами нескольких комет. На основе этих данных Скиапарелли составил теорию возникновения метеорных потоков, которая гласит, что они образовываются за счёт разрушения ядер комет.

Джованни также активно наблюдал за Меркурием, Венерой и Марсом. Стоит отметить, что последнему он отдал большую часть своего времени, и это дало немалые плоды. В период противостояния в 1877 году Джованни заметил прямые линии на поверхности Красной планеты и назвал их «марсианскими каналами». Во время перевода его работ на иностранные языки некоторые учёные неправильно трактовали слово «каналы» и предположили, что они не природного, а искусственного происхождения. Так возникла теория жизни на марсе, которая захватила мир вплоть до конца 20 века. Сам Джованни не считал подобные гипотезы научно обоснованными.

Рабочие записи

Помимо «марсианских каналов» Скиапарелли составил целую систему обозначений деталей поверхности Марса, в которой дал имена рекам, озёрам, впадинам, морям, заливам и даже болотам. Эти термины до сих пор используются в современной системе обозначений Красной планеты.

В 1889 году, сделав ряд расчётов, Скиапарелли заявил, что Меркурий всегда обращён к Солнцу одной стороной. Через год он озвучил аналогичный вывод про Венеру. Однако эти гипотезы оказались ошибочными. Правда, опровергли их лишь спустя 60 лет после кончины астронома.

Карта Марса Джованни Скиапарелли

Последние годы жизни

Благодаря огромному вкладу в развитие науки Скиапарелли был членом многих академий наук, в числе его достижений – высшая награда Королевского астрономического общества Великобритании. Не забывал Джованни и о Пулковской обсерватории в Петербурге: в 1889 году он посвятил ей исследование о влиянии геологической структуры на вращение Земли. Всего через год у астронома сильно упало зрение, что лишило его возможности продолжать наблюдения. 4 июля 1910 года он скончался… В память о великом учёном его именем названы кратеры на Марсе и Луне, область на Меркурии, а также марсианская исследовательская станция, которая в 2016 году была призвана доказать наличие или отсутствие жизни на планете.